Нетрадиционные уроки биологии
Таблица 6.3 – Классификация нетрадиционных уроков (по основным дидактическим целям – планируемым результатам обучения)
Типы уроков | Варианты нетрадиционных уроков |
Уроки формирования новых знаний | Интегрированные (межпредметные) уроки Учебные конференции (пресс-конференции) Уроки-экскурсии (путешествия) Уроки – исследования |
Уроки обучения умениям и навыкам | Практикумы Уроки-диалоги Уроки с ролевой, деловой игрой |
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений | Повторительно-обобщаюшие диспуты Семинары внеклассного чтения Игровые уроки: КВН, «Поле чудес» и др. Уроки-конкурсы Уроки – соревнования Уроки инсценировки (Урок-суд, урок-концерт) |
Уроки проверки и учета знаний и умений | Уроки-консультации Зачетные уроки Уроки-викторины Защита творческих работ, проектов |
Тема 7 «Методики проверки и учета знаний по биологии»
1. Проверка знаний учащихся: виды и методы, формы контроля знаний и умений по биологии
|
|
2. Требования к домашним заданиям
3. Оценка знаний, интегральная 10-ти балльная система оценки знаний учащихся
4. Тестирование как форма контроля учебной деятельности
5. Основные положения методики повторения на уроках биологии
1. Проверка знаний учащихся: виды и методы, формы контроля
В соответствии с законодательством РБ (п.9 ст.36 Закона РБ «Об общем среднем образовании» от 5 июля 2006 года) Министерство Образования РБ Приказом от 1.12.2006г. утвердило Правила аттестации учащихся общеобразовательных учреждений.
Согласно Правилам выделяется три вида аттестации учащихся: текущая, промежуточная и итоговая. Их выделяют в зависимости от местоположения и назначения в учебном процессе).
*Следует отметить, что существуют и другие классификации вида контроля знаний (предварительный, текущий, периодический и итоговый (заключительный).
Таблица 7.1 - Виды контроля знаний учащихся по биологии
Вид контроля | Краткая характеристика |
Предварительный (ориентировочный) | Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом |
Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий) | Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся |
Периодический (тематический, рубежный) | Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы |
Итоговый | Выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов) |
|
|