Методические рекомендации по составлению опорных конспектов
Технология В.Ф.Шаталова (технология интенсификации обучения на основе схемно-знаковых моделей учебного материала)
Технологии проблемного обучения
· Технологии проблемного обучения получили развитие еще в 20-30-е гг. ХХ века на основе разработок американского педагога и психолога Дж. Дьюи (1859-1952). С тех пор они существенно видоизменены. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями и умениями, развитие мыслительных способностей.
· К методам проблемного обучения относятся: эвристический и исследовательские методы, проблемное изложение.
Технология Шаталова разработана и внедрена в практику донецким учителем физики и математики Виктором Федоровичем Шаталовым в 60-80-е гг. ХХ в. Автором опубликовано десятки книг по данной теме, переведены на многие языки мира. Выполняется в рамках традиционного классно-урочного обучения, реализуя его огромные, обычно недостаточно используемые резервы. Вместе с тем, эта технология является репродуктивной.
|
|
1. Детально изучить по программе содержание материала, по которому будет составляться опорный конспект для конкретного занятия. Выписать основные термины, причинно-следственные связи, имена ученых, их вклад в науку, открытия.
2. Соотнести требования программы с содержанием учебного пособия (на одном занятии может изучаться материал одного или нескольких параграфов).
3. Хорошо знать материал текста и иллюстрации учебного пособия.
4. Разбить данный материал на логически завершенные смысловые блоки (части).
5. Выделить основные термины в каждом блоке.
6. Составить черновой вариант опорных сигналов в каждом блоке, несколько раз откорректировать его в соответствии с принципами.
7. Оформить смысловые блоки и опорные сигналы в их окончательном варианте, в цвете.
Напомним, что рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко и быстро изобразить на доске и в тетради без специальных умений в рисовании. Определения и формулировки не записываются, можно поставить многоточие; этот знак является для обучающихся своеобразным сигналом к тому, что здесь нужна точная словесная формулировка.
1. Вспомнить объяснение учителя, глядя на опорные сигналы.
2. Попытаться разобраться в опорных сигналах, не заглядывая в учебное пособие.
3. Внимательно прочитать текст учебного пособия и изучить его иллюстративное сопровождение.
|
|
4. Согласовать текст учебного пособия с опорными сигналами, понять их смысл.
5. Если все понятно, то, читая учебное пособие, особое внимание уделить деталям, которые не вошли в опорный конспект (определения, формулировки, схемы, рисунки и т.п.).
6. Рассказать вслух содержание занятия по опорным сигналам.
7. Записать свой рассказ на магнитофон, внимательно прослушать его, выявить и устранить пробелы.
8. Письменно воспроизвести в цвете опорные сигналы по памяти.
9. Сравнить написанное с образцом.
10. Проработать ошибки.