Выводы
Особенности внеклассной работы по биологии
Летние задания по биологии
Рисунок 9.1 – Использование материалов летних заданий в учебно-воспитательном процессе
· Летние задания по биологии (как примеры).
Биология, 6 класс
1. Изучите видовой состав деревьев, кустарников и цветочно-декоративных (применяемых в озеленении) растений. Установите, в какой период (цветения, плодоношения и т.д.) каждый вид наиболее декоративен. Какие растения следует шире применять в озеленении?
2. Изучите видовой состав одного из растительных сообществ. Составьте список растений, растущих в различных ярусах.
3. Изучите особенности строения растений, относящихся к различным экологическим группам. Опишите 2 – 3 изученных вами растений из различных экологических групп.
4. Выберите несколько (2 – 3) деревьев и кустарников, растущих вблизи вашего дома, и проведите наблюдения за ними: отметьте размеры форму кроны, ветвление, особенности коры, расположение почек и листьев на побеге, наблюдайте за развитием побегов, цветением и т.д. Все данные записывайте в дневник. Наблюдения продолжайте и осенью.
|
|
5. Изучите строение цветков насекомоопыляемых растений. Определите, какова продолжительность цветения, какие насекомые их опыляют.
6. Примите участие в изготовлении наглядных учебных пособий, используя растения со школьного учебно-опытного или приусадебного участка. Изготовьте гербарии и тематические коллекции, используя только культурные, сорные или широко распространенные растения, например «Листья простые и сложные», «Жилкование листьев», «Повреждение листьев вредителями», «Растения различных семейств», «Лекарственные растения» и др.
Таблица 9.1 - Умения и навыки, приобретаемые учениками в процессе постановки внеурочных опытов на участке
Работа | Приобретаемые умения и навыки |
Работа по плану | Составление плана участка и перенесение его в масштабе на землю |
Вычисления | Расчет необходимого количества удобрений,семян на данную площадь |
Распознавание и определение | Элементарные умения различать удобрения, некоторые сорта культурных растений, определять и различать сорняки |
Наблюдение за жизнью растений | Наблюдение за развитием растений, определение фенологических фаз, учет урожая и результатов опытов. |
Условия Выращивания растений | Обработка почвы, внесение удобрения, разметка площади под посев, посев семян и посадка рассады. Приемы ухода за растениями с целью изучения результата опыта. |
Размножение растений | Искусственное опыление и отбор лучших плодов и семян. Размножение растений отводками, черенками, деление куста, усами-столонами. Прививки. |
Оценка качества | Элементарная оценка структуры и работы обработки почвы, посева, состояния растений, урожая |
Оформление результатов работы | Учет состояния опытных и контрольных делянок. Сопоставление данных по опытным и контрольным делянкам. Составление графиков, гербарных таблиц, отчетов. |
Таблица 9.2 - Многообразие внеклассных занятий по биологии
|
|
Организация занятия | Вид занятия |
Групповые занятия | Кружковая работа. Экспедиция. Походы в природу. Факультативы. |
Массовые занятия | Лекции. Просмотр кинофильмов. Участие в олимпиадах. Экскурсии и походы в природу. Научные вечера, конференции. Выставки работ учеников. Общешкольные компании: «День урожая», «День птиц», «Неделя биологии», «Неделя экологии» и т.д. Издание журналов, стенгазет, альбомов. |
Индивидуальные занятия | Научные исследования и опыты по теме. Подготовка к олимпиадам. Внеклассное чтение. Исследовательская работа в природе, в уголке живой природы. |
1. Внеклассные занятия разнообразны, сложны и важны в формировании гармонически развитого человека.
2. Они, за исключением факультативных, являются добровольными для учителя и учащихся. Поэтому столь трудоемкая, требующая обширных и разносторонних знаний, умения эти знания реализовать на практике, проводится лишь учителями-энтузиастами, до фанатизма любящими свою работу, свой предмет и детей.
3. Внеклассная работа в большей мере, чем классно-урочная, учит детей самим добывать знания, самостоятельно учиться. Это требование к современной биолого-экологической подготовке и воспитанию учащихся сегодня является основным.
Рис. 9.2 - Схема работы кружка юннатов (по Верзилину Н.М., Корсунской В.М.)