Моделирование как аспект всякой целенаправленной деятельности

Целевой характер моделей. Посмотрим теперь, как рассматривается с точки зрения моделирования практическая деятельность человека. Как мы уже говорили,

любая деятельность направлена на достижение определенной цели.

Пример. Рабочий обтачивает заготовку, чтобы сделать деталь; спортсмен тренируется, чтобы

победить в соревновании; студент учится, чтобы получить профессию.

При этом целевой характер имеет не только трудовая деятельность. Отдых, развлечения, игры, прогулки, чтение, коллекционирование и т.п. обычно не рассматриваются как труд, однако и они служат какой-то цели.

Так вот, с точки зрения моделирования, саму цель можно определить как модель – модель желаемого состояния, на достижение которого и направлена деятельность. Любая деятельность, как мы уже говорили, осуществляется по определенному алгоритму, из чего нетрудно увидеть, что и алгоритм – это тоже модель, модель будущей деятельности. Затем, любая деятельность осуществляется, как правило, не по жесткой программе, а с учетом того, что происходило на предыдущих этапах. Т.е. вначале оценивается результат предыдущих действий, а затем выбирается следующий шаг из числа возможных. Причем последствия всех возможных шагов могут сравниваться мысленно, без реального их выполнения. Они предварительно, как говорят, «проигрываются» на модели.

Из всего сказанного следует, что человек в своей деятельности постоянно моделирует. Т.е. моделирование во всякой деятельности является обязательным, причем оно представляет собой не какую-то составную часть, а аспект этой деятельности.

Из того, что моделирование всегда преследует какую-то цель, модель можно определить как целевое отображение оригинала. А из того, что модель отображает не весь объект-оригинал, а лишь то, что нас в нем интересует, т.е. соответствует поставленной цели, вытекает множественность моделей одного и того же объекта:

для достижения разных целей модели одного и того же объекта будут различными.

Пример. Модели бревна для туристов, естествоиспытателя, художника будут разными. Того, кто занимается столом, в бревне интересуют геометрические размеры и форма; кто костром – другие свойства бревна; естествоиспытатель будет считать годичные кольца; художник будет смот-

реть на изгибы сучков и т.д.

Познавательные и прагматические модели. В соответствии с тем, как цели моделирования могут быть теоретическими или практическими, так и модели могут быть разделены соответственно на познавательные и прагматические. Таким образом, цель создания моделей является первым признаком их классификации.

Наиболее наглядно разница между этими типами моделей проявляется в их отношении к оригиналу.

Прагматические модели служат для управления практическими действиями, направленными на достижение поставленной цели. Поэтому при обнаружении расхождения между моделью и реальностью усилия

Познавательные модели создаются для получения новых знаний и соотнесении их с уже имеющимися. Поэтому при обнаружении расхождений между моделью и реальностью это расхождение устраняется с помощью изменения модели, т.е. познавательная деятельность направлена на приближение моделей к реальности.

направляются на изменение реальности с тем, чтобы приблизить ее к модели.

Прагматические модели носят, таким образом, нормативный характер, играя роль некоего стандарта, образца, под который «подгоняется» как сама деятельность, так и ее результат. Примерами прагматических моделей могут служить программы действий, уставы организаций, кодексы законов, экзаменационные требования и т.д.

Несмотря на то, что деление моделей на познавательные и прагматические кажется естественным, оно все-таки в значительной степени условно, т. к.:

- иногда трудно однозначно определить - к какому типу отнести модель (карты местности, детские игрушки, произведения искусства и т.п.);

- при определенных условиях эти типы моделей могут переходить друг в друга (пересмотр нормативных документов).

Статические и динамические модели. Вторым признаком классификации моделей является учет изменения их по времени. Бывает так, что для одних целей нам достаточно иметь модель конкретного состояния объекта, его своего рода «моментальную фотографию» и тогда эта модель называется статической. Если же в модели необходимо отобразить процесс изменения состояний объекта, то такая модель называется динамической.

Примером статических моделей является структурные схемы систем; динамических – их функциональные схемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: