Основные факторы, способствующие успешной деятельности международного менеджера

Для квалифицированного менеджера глобального масштаба оче­видно, что выходу на иностранный рынок должно предшествовать тщательно проведенное маркетинговое исследование — активное изу­чение рынка принимающей страны с выявлением национальных осо­бенностей предпочтений потребителей. Последнее принимает все большее значение в теории и практике международного менеджмента, в котором социальная составляющая приобретает особую значимость как критерий эффективности в деятельности компании за рубежом. В этом аспекте для менеджера глобального масштаба первоочередной задачей обычно выступает не прибыльность фирмы, а максимально возможное удовлетворение запросов потребителей, которые могут резко отличаться в разных странах.

Достижению высокой эффективности в деятельности компании за рубежом, ее конкурентоспособности способствует «человеческий капи­тал» — квалификация, инициатива и личные качества сотрудников. Эти качества становятся основным ресурсом функционирования на­циональной и международной компании.

Ключевыми моментами при выборе инвестором страны приложе­ния прямых инвестиций выступают темпы экономического роста, банковский процент и условия кредитов, издержки производства то­варов и услуг, внешняя задолженность, политическая и макроэконо­мическая стабильность. Непременным условием успешной деятель­ности компании за рубежом в том числе является доверие, которое должно быть достигнуто между партнерами из разных стран. В между­народном менеджменте психологическая категория «доверие» рас­сматривается как на уровне хозяйствующих субъектов разных стран, так и на уровне макроэкономики — межгосударственных экономиче­ских отношений.

Международный менеджер участвует в конкурентной борьбе не только на микроуровне в процессе межфирменной конкуренции. Сущность понятия «конкуренция» в широком смысле — это соперни­чество. В этой связи конкурентоспособность хозяйствующе­го субъекта — это его способность выдерживать конкуренцию с ана­логичными субъектами на конкретном рынке. Целесообразно рас­сматривать конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара или услуги, определяющих их отличие от других анало­гичных товаров или услуг по степени и уровню удовлетворения по­требностей покупателей и затратам на их приобретение и эксплуа­тацию.

Конкурентоспособность компании на внутреннем рынке опреде­ляется главным образом такими факторами, как ресурсы, наличие конкурентов, уровень спроса, межотраслевые связи. В то же время конкурентная борьба на мировом рынке имеет свои особенности по сравнению с конкуренцией на внутреннем рынке. Конкуренто­способность на мировом рынке — способность компаний, отраслей, регионов, стран, интеграционных объединений произво­дить и сбывать продукцию, выдерживая международную конкурен­цию и сохраняя относительно высокий устойчивый уровень прибыль­ности и занятости. В конкурентной борьбе на мировом рынке между­народный менеджер вовлечен в межгосударственные отношения (макроуровень), где смыслом конкурентоспособности становится со­хранение доли компании на мировом рынке с увеличением прибыли.

В борьбе за достижение конкурентоспособности на мировом рын­ке представители разных государств в международных организациях пытаются преодолевать разногласия, отстаивая интересы своих стран и национальных производителей. Примером могут служить напря­женные многолетние переговоры в рамках Всемирной торговой орга­низации (ВТО), посвященные государственным субсидиям сельско­хозяйственным предприятиям. Инициаторами этих переговоров, как правило, выступают развивающиеся государства, протестующие про­тив государственных субсидий фермерам из развитых стран.

По оценкам, суммарные субсидии развитых государств своим фер­мерам приближаются к 1 млрд долл. в день. Такие субсидии позволяют фермерам продавать свою продукцию на мировом рынке по таким низким ценам, по сравнению с которыми сельскохозяйственная про­дукция развивающихся государств становится неконкурентоспособ­ной. Так, в первые годы текущего столетия американские фермеры продавали на мировом рынке хлопок, пшеницу, рис, кукурузу и другие продукты по ценам, которые в ряде случаев с трудом покрывали себе­стоимость этих товаров. При этом государственные субсидии амери­канским фермерам были в три раза ниже субсидий, предоставляемых Европейским союзом своим фермерам. Под давлением представите­лей развивающихся государств в рамках ВТО в 2005 г. Соединенные Штаты выразили согласие на сокращение субсидий своим фермером на 60% при условии, что Европейский союз и Япония сократят субси­дии своим фермерам на 83%, однако администрации ЕС и Японии от­вергли предложение США.

Жесткость переговоров между представителями развитых и разви­вающихся государств на конференциях ВТО объясняется тем, что уро­вень конкурентоспособности страны является основным фактором роста экономики и повышения уровня жизни населения. В широком смысле необходимость повышения конкурентоспособности путем роста профессионального уровня занятого населения, роста произво­дительности труда диктуется развитием мировой экономики.

ВОПРОС 2. Переменные выбора форм внешних связей

Категория «международный менеджмент»

Международный менеджмент — это теория и практика рациональ­ной организации и руководства предприятиями в условиях коллек­тивной деятельности за рубежом во всех формах внешнеэкономиче­ских связей — экспорте, импорте, обмене технологиями, совместных предприятиях (СП), в производстве и предоставлении услуг за рубе­жом, в осуществлении иностранных инвестиций, чаще всего осущест­вляемых в процессе деятельности транснациональных корпораций (рис. 1.1).

Применение на практике положений международного менедж­мента позволяет предприятиям использовать конкурентные преиму­щества за счет ведения бизнеса в разных странах с благоприятными экономическими, социальными, демографическими и другими воз­можностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: