Для квалифицированного менеджера глобального масштаба очевидно, что выходу на иностранный рынок должно предшествовать тщательно проведенное маркетинговое исследование — активное изучение рынка принимающей страны с выявлением национальных особенностей предпочтений потребителей. Последнее принимает все большее значение в теории и практике международного менеджмента, в котором социальная составляющая приобретает особую значимость как критерий эффективности в деятельности компании за рубежом. В этом аспекте для менеджера глобального масштаба первоочередной задачей обычно выступает не прибыльность фирмы, а максимально возможное удовлетворение запросов потребителей, которые могут резко отличаться в разных странах.
Достижению высокой эффективности в деятельности компании за рубежом, ее конкурентоспособности способствует «человеческий капитал» — квалификация, инициатива и личные качества сотрудников. Эти качества становятся основным ресурсом функционирования национальной и международной компании.
|
|
Ключевыми моментами при выборе инвестором страны приложения прямых инвестиций выступают темпы экономического роста, банковский процент и условия кредитов, издержки производства товаров и услуг, внешняя задолженность, политическая и макроэкономическая стабильность. Непременным условием успешной деятельности компании за рубежом в том числе является доверие, которое должно быть достигнуто между партнерами из разных стран. В международном менеджменте психологическая категория «доверие» рассматривается как на уровне хозяйствующих субъектов разных стран, так и на уровне макроэкономики — межгосударственных экономических отношений.
Международный менеджер участвует в конкурентной борьбе не только на микроуровне в процессе межфирменной конкуренции. Сущность понятия «конкуренция» в широком смысле — это соперничество. В этой связи конкурентоспособность хозяйствующего субъекта — это его способность выдерживать конкуренцию с аналогичными субъектами на конкретном рынке. Целесообразно рассматривать конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара или услуги, определяющих их отличие от других аналогичных товаров или услуг по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на их приобретение и эксплуатацию.
Конкурентоспособность компании на внутреннем рынке определяется главным образом такими факторами, как ресурсы, наличие конкурентов, уровень спроса, межотраслевые связи. В то же время конкурентная борьба на мировом рынке имеет свои особенности по сравнению с конкуренцией на внутреннем рынке. Конкурентоспособность на мировом рынке — способность компаний, отраслей, регионов, стран, интеграционных объединений производить и сбывать продукцию, выдерживая международную конкуренцию и сохраняя относительно высокий устойчивый уровень прибыльности и занятости. В конкурентной борьбе на мировом рынке международный менеджер вовлечен в межгосударственные отношения (макроуровень), где смыслом конкурентоспособности становится сохранение доли компании на мировом рынке с увеличением прибыли.
|
|
В борьбе за достижение конкурентоспособности на мировом рынке представители разных государств в международных организациях пытаются преодолевать разногласия, отстаивая интересы своих стран и национальных производителей. Примером могут служить напряженные многолетние переговоры в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), посвященные государственным субсидиям сельскохозяйственным предприятиям. Инициаторами этих переговоров, как правило, выступают развивающиеся государства, протестующие против государственных субсидий фермерам из развитых стран.
По оценкам, суммарные субсидии развитых государств своим фермерам приближаются к 1 млрд долл. в день. Такие субсидии позволяют фермерам продавать свою продукцию на мировом рынке по таким низким ценам, по сравнению с которыми сельскохозяйственная продукция развивающихся государств становится неконкурентоспособной. Так, в первые годы текущего столетия американские фермеры продавали на мировом рынке хлопок, пшеницу, рис, кукурузу и другие продукты по ценам, которые в ряде случаев с трудом покрывали себестоимость этих товаров. При этом государственные субсидии американским фермерам были в три раза ниже субсидий, предоставляемых Европейским союзом своим фермерам. Под давлением представителей развивающихся государств в рамках ВТО в 2005 г. Соединенные Штаты выразили согласие на сокращение субсидий своим фермером на 60% при условии, что Европейский союз и Япония сократят субсидии своим фермерам на 83%, однако администрации ЕС и Японии отвергли предложение США.
Жесткость переговоров между представителями развитых и развивающихся государств на конференциях ВТО объясняется тем, что уровень конкурентоспособности страны является основным фактором роста экономики и повышения уровня жизни населения. В широком смысле необходимость повышения конкурентоспособности путем роста профессионального уровня занятого населения, роста производительности труда диктуется развитием мировой экономики.
ВОПРОС 2. Переменные выбора форм внешних связей
Категория «международный менеджмент»
Международный менеджмент — это теория и практика рациональной организации и руководства предприятиями в условиях коллективной деятельности за рубежом во всех формах внешнеэкономических связей — экспорте, импорте, обмене технологиями, совместных предприятиях (СП), в производстве и предоставлении услуг за рубежом, в осуществлении иностранных инвестиций, чаще всего осуществляемых в процессе деятельности транснациональных корпораций (рис. 1.1).
Применение на практике положений международного менеджмента позволяет предприятиям использовать конкурентные преимущества за счет ведения бизнеса в разных странах с благоприятными экономическими, социальными, демографическими и другими возможностями.