Функции международного менеджера
Международный (глобальный) менеджмент предусматривает организацию и управление функционированием компаний в более чем одной стране. Следовательно, специалист с квалификацией «глобальный менеджер» должен осуществлять деятельность, связанную с широким кругом вопросов — от экспортно-импортных сделок до производственных операций за границей. В сферу деятельности менеджера международного бизнеса входит широкий круг вопросов и проблем, связанных с маркетингом, финансовой деятельностью, управлением рисками, инновационными процессами, информационными технологиями, стратегическим управлением и планированием, деятельностью на рынке ценных бумаг.
При этом глобальный менеджер должен быть восприимчив к разным культурам и знать теорию, философию и психологию глобального менеджмента, включая этику международного бизнеса — область знаний о нормах морали в разных странах и о применении этих норм в деловой практике.
В последнее десятилетие все ярче проявляется новая функция международного менеджмента — управление знаниями в процессе международного научно-технологического обмена. Эта функция предусматривает аккумулирование и коммерциализацию в объеме мирового рынка интеллектуального капитала, выявление научной информации и высоких технологий для вовлечения их в международный научно-технический обмен, распространение и передачу знаний заинтересованным зарубежным партнерам на коммерческой основе.
В связи с растущей ролью международных компаний в мировой экономике в курсе международного менеджмента особое внимание уделяется корпоративному управлению этих организаций. В соответствии с процессом корпоративного управления устанавливается баланс между экономическими и социальными целями деятельности международной компании за рубежом, между обеспечением прибыли ТНК и интересами инвесторов. Обеспечение такого баланса зависит от слаженности в выполнении функций «управленческим ядром» корпорации, формируемым из представителей разных стран в цепочку собственники — совет директоров — менеджеры.
Международный менеджер должен сознавать, что когда фирма распространяет свою деятельность за пределы государственных границ, то риски, связанные с предпринимательством, во много раз увеличиваются. Это обусловлено условиями функционирования предприятий за границей из-за разницы в культуре (право, обычаи, мораль, этика), специфики спроса на товары и услуги, а также производственными и бытовыми отношениями между людьми, колебаниями паритетов валют, распространением международного терроризма.
Компания, функционирующая за рубежом, обычно сталкивается с рисками трех видов:
1) системный риск, когда несовершенная нормативная правовая база в принимающей стране не способствует эффективной работе иностранной компании и может привести к общей угрозе серьезной экономической нестабильности;
2) структурный риск, когда институты управления экономикой принимающей страны, необходимые для регулирования, например процессов приватизации или коммунального хозяйства, недостаточно развиты и существует опасность преобразования государственных естественных монополий в частные предприятия;
3) непредвиденный риск, когда деятельность фирмы в сфере, уязвимой в социальном или культурном плане, может привести к непреднамеренному причинению ущерба.
Для комплексной оценки рисков, связанных с зарубежным предпринимательством, целесообразно классифицировать факторы, влияющие на деятельность предприятий, функционирующих за пределами национальных границ. К ним относятся:
— социокультурные — обычаи, нормы, язык, демографические особенности, уровень жизни, социальные институты, образ жизни, религия, отношение к иностранцам, уровень грамотности. Последнее важно для менеджера, рассчитывающего привлекать к работе на своем предприятии в принимающей стране местный персонал;
— экономические — уровень экономического развития, до ход на душу населения, климат, динамика и тенденции валового национального продукта (ВНП), финансовая политика правительства, уровень безработицы (влияет на покупательную способность населения и возможность привлечения местных специалистов к работе на фирме в принимающей стране), конвертируемость валюты, уровень заработной платы, конкурентная среда, участие в экономических ассоциациях и региональных интеграционных организациях. Последнее ограничивает самостоятельность местных партнеров в принятии ими решений, так как участие в региональных интеграционных группировках подразумевает согласование принципиальных решений с партнерами по интеграционным объединениям;
— технологические — правовые нормы обмена технологиями, наличие и стоимость энергоносителей, природные ресурсы, транспортная сеть, квалификация рабочей силы, патентная зашита, инфраструктура, потоки информации. Учитывая первостепенную важность информации в современных условиях, некоторые корпорации (в частности, это типично для японских компаний) организуют свои отделения за границей с основной целью — получение информации о новых технологиях, состоянии дел у основных конкурентов, изменениях в законодательстве и т.д.;
— политико-правовые — форма правления государством, политическая идеология, налоговое законодательство, стабильность правительства, отношение правительства к иностранным компаниям, законодательство об иностранной собственности, влияние оппозиции, торговое законодательство, степень протекционизма, внешняя политика, активность террористов, правовая система. Политико-правовые факторы связаны с риском для иностранной фирмы потери своих активов, контролем над своими предприятиями, долей на рынке из-за действий правительства принимающей страны.