Раздел 7. Претензионная работа.
Транспортно-экспедиторское обслуживание парцельных отправок и грузов с объявленной ценностью.
Транспортно-экспедиторское обслуживание перевозок грузов в сопровождении проводников грузоотправителей или грузополучателей.
Раздел 6. Транспортно-экспедиционное обслуживание грузов, перевозимых в особых условиях.
Некоторые грузы при перевозке требуют обслуживания в пути, охраны или непрерывного наблюдения с применением мер предохранения их от порчи, гибели, хищения (животные, птицы, пчелы, живая рыба, растения и цветы живые, скоропортящиеся грузы, требующие при перевозке специального обслуживания: отопление, уход; некоторые опасные грузы; автомобили и колесная техника; музейные и антикварные ценности и др.).
Раздел 21 «Правил перевозок грузов» содержит перечень грузов, перевозка которых осуществляется в сопровождении работников военизированной охраны МПС, а также перечень грузов, охрану и сопровождение которых в пути следования осуществляют представители грузоотправителей или грузополучателей.
Грузы, не входящие в эти перечни, могут также перевозившихся под охраной и сопровождением представителей грузоотправителей и получателей.
Охрана и сопровождение груза являются экспедиторской услугой и оформляются договором транспортной экспедиции в соответствии с правовыми нормами, предусмотренными в гл. 51 ГК РФ «Договор Комиссии».
Железная дорога, обеспечивающая охрану и сопровождение груза военизированной охраной МПС РФ в качестве представителя грузоотправителя или грузополучателя, является в этом случае не только перевозчиком, но и экспедитором.
Согласно Правилам перевозок (разд. 21) проводник принимает груз от отправителя и сдает его на станции назначения получателю без участия железной дороги. Железные дороги несут ответственность за груз только, когда не сохранность перевозки произошла по вине железной дороги.
О сопровождении груза проводником в транспортных документах делается отметка о том, что груз сопровождается проводником. Железная дорога обеспечивает устройство отопления вагона и снабжения топливом. За проезд проводника взыскивается плата согласно п. 21 прейскуранта №10-01.
На морском транспорте, наряду с аналогичным порядком сопровождения ряда грузов проводниками, фрахтователи в чартерах оговаривают право направления в рейс своего представителя — суперкарго (supercargo) для сопровождения груза, требующего специального наблюдения, или для наблюдения за ходом погрузки/выгрузки судна в тайм-чартере в целях осуществления контроля по приему и сдаче груза, по использованию грузовых помещений и по расходам, оплачиваемым фрахтователем.
К парцельным операциям относится доставка ценных, обычно не товарных грузов мелкими (parcels) партиями-отправками (образцы товаров, рекламные материалы, штучный груз в упаковке, подарки и т.п.), стоимость которых не превышает определенного максимума, что оговаривается в специальном разделе условий транспортного сервиса (тарифа линий, правил сообщения).
При перевозке таких грузов на морском транспорте вме сто коносамента используется специальный транспортный документ — парцельная квитанция (parcel receipt, parcel ticket), в которую вносится стоимость посылки. Погрузка, выгрузка, перевозка парцельного груза осуществляется по особой ставке линейного тарифа, причем для выставочных грузов и рекламных материалов они, как правило, являются пониженными.
Парцельная квитанция — именная, транспортная, соответственно она не может быть передана другому лицу путем нанесения на нее обычной передаточной надписи. Расписку получателя в приеме посылки называют парцельной распиской, но на английском бланке она тоже названа parcel receipt.
Парцельные отправки не нужно отождествлять с перевозками грузов с объявленной ценностью (valuable cargoes), которые перевозятся по действующим товаро-распорядитель-ным и транспортным документам.
По условиям многих тарифов и правилам перевозок ценных грузов грузоотправитель обязан объявить при отправке ценность таких грузов как драгоценные металлы, камни и изделия из них, предметы искусства, художественные изделия, ковры ручной работы, антикварные вещи, а также домашние вещи, перевозимые без сопровождения проводниками отправителей.
Перевозка грузов с объявленной ценностью осуществляется по повышенным ставкам фрахта или тарифов или с доплатой специального сбора. При этом перевозчик при утрате груза, перевозившегося с объявленной ценностью, выплачивает грузовладельцу возмещение в соответствии с объявленной ценностью, но не выше его действительной стоимости груза.
В соответствии со ст. 23 ТУЖД сумма объявляемой ценности груза должна быть указана отправителем в накладной в графе «Объявленная ценность груза» в валюте страны отправления или в тарифной валюте; она не должна превышать стоимости этого груза, указанной в счете иностранного поставщика, или государственной цены.
Железная дорога отправления во время приема груза к перевозке имеет право проверить, соответствует ли размер объявленной ценности груза его стоимости. Если между железной и отправителем возникает спор относительно размера объявленной ценности, то этот спор разрешается начальником станции отправления. В случае несогласия отправителя с решением начальника станции отправитель может пригласить за свой счет эксперта из органов государственной торговли или промышленности. Заключение эксперта обязательно для обеих сторон.
Постановка договорно-правовой работы в экспедиторском и агентском предприятии, связанная с перевозками и транс-портно-экспедиторским обслуживанием грузов, имеет важное значение для коммерческого благополучия и авторитета фирмы.
Российское гражданское законодательство предусматривает обязательный претензионный порядок урегулирования спора до обращения в судебные или арбитражные органы по требованиям, связанным с исполнением договора на перевозку груза, на агентское или на экспедиторское обслуживание (ст. 796 ГК РФ, п. 1). Соответственно в каждом Кодексе и Уставе, например, в ст. 135 ТУЖД, предусматривается обязательность предъявления к перевозчику претензии, возникшей в связи с осуществлением перевозки груза или грузобагажа. Не предъявление претензии (claim complaint) одной стороной к другой или предъявление ее с нарушением требований законодательства лишает получателя или отправителя груза возможности реализовать свое право на иск, т.е. права официального обращения в суд, арбитраж или третейский суд (например, в Морскую Арбитражную Комиссию) о защите своего нарушенного или оспариваемого права, охраняемого законом интереса.
Претензия, в применении к транспорту — это требование получателя, отправителя груза или экспедитора — к перевозчику об уплате денежных сумм за невыполнение своих обязательств по перевозке, если только перевозчик уже в момент начала перевозки не освободил себя от какой-либо ответственности за ее качественное осуществление, внеся в транспортный документ ту или иную оговорку, например, по отношению к массе и состоянию груза: «качество и количество неизвестны» («quality and quantity unknown»). (Кстати, применение подобных оговорок при приеме грузов на железнодорожном и воздушном транспорте не допускается).
Транспортные кодексы и уставы содержат детально разработанные положения о порядке и сроках предъявления (loading a claim), рассмотрения и удовлетворения (settlement a claim) претензий грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков по разного вида требованиям, связанных с утратой груза и с коммерческим браком в действиях сторон — участников договора перевозки.
Изложенный в предыдущих главах материал убедил потенциального экспедитора и агента-транспортника в том, что ему необходимо владеть основами гражданского законодательства. В любом транспортном предприятии не только договорно-правовая служба в целом, но и претензионная работа в качестве составной части коммерческой деятельности должна быть четко организована.
Для этого необходимо, чтобы на соответствующем предприятии был издан на этот счет специальный документ (Приказ или Инструкция о порядке организации претензионной работы), в котором должен быть строго регламентирован порядок регистрации и проработки претензионных писем, сроки ответа на них, назначено лицо из состава руководства предприятия, ответственное за претензионную работу. Непосредственную же ответственность за состояние претензионной работы представляется целесообразным возлагать на руководителей коммерческих подразделений предприятия, поскольку практическими исполнителями работы по урегулированию претензий являются сотрудники, выполняющие оперативную работу, представляющие себе все обстоятельства случая, выходящие на прямой контакт с грузоотправителями, грузополучателями и перевозчиками, а не юристы, как это иногда имеет место.
Юридическая служба должна заниматься методическим руководством исполняемой претензионной деятельностью, оказывать всемерную правовую помощь коммерческому составу и руководству предприятия. Юридическая служба должна располагать необходимым основополагающим и справочным материалом по законодательству и правовому регулированию (например, постановлениями Надзорной коллегии и Президиума Высшего Арбитражного суда РФ и т.д.), постоянно следить за публикуемыми нововведениями в этой области и обновлять свои досье.
Иск к перевозчику или к экспедитору-оператору перевозки может быть предъявлен только в случае, когда в результате расследования заявленной претензии перевозчик полностью или частично отказался удовлетворить требование заявителя (грузоотправителя, получателя).
Договоры экспедиторского предприятия с клиентами (грузоотправителями и грузополучателями) должны содержать ясные и четкие формулировки статей и параграфов, касающихся порядка предъявления и рассмотрения претензий. То же самое относится к положениям договоров, посвященным порядку передачи споров и разногласий, не урегулированных в претензионном порядке, в коммерческий суд или в арбитраж.
Необходимо исходить из того, что право на обращение с претензией и иском к перевозчику законодательство (кодекс, уставы отраслей транспорта) связывает с наличием определенных доказательств. Направление претензий без требуемых документов, в том числе в виде отметок на транспортных документах, является нарушением претензионного порядка.
Согласно ст. 405 КТМ РФ претензия предъявляется в письменной форме, а перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стоимость отправленного груза.
Обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчиков, отправителей, получателей и пассажиров, удостоверяются коммерческими актами или актами общей формы (в портах России и Украины — также генеральными актами, актами извещениями).
В иностранных портах указанные обстоятельства удостоверяются в соответствии с правилами, существующими в данном порту, (out-turn report, certificate shortage, cargo boat note и др.).