Назначение коммерческого акта состоит в удостоверении обстоятельства, которое может послужить основанием для материальной ответственности, связанной с нарушением договора перевозки отраслевым перевозчиком, грузоотправителем, грузополучателем (каждым в отдельности или в совокупности друг с другом).
Коммерческий акт составляется для удостоверения:
несоответствия между наименованием, массой или количеством мест груза либо багажа в натуре и указанными в перевозочном документе данными;
повреждения груза или багажа;
обнаружения груза или багажа без документов, а также документов без груза или багажа;
— возвращения перевозчику похищенного груза или багажа. МПС РФ разработало стандартную форму ГУ-22 коммерческого акта (см. приложение №68).
Перевозчик обязан составить коммерческий акт, если он сам обнаружил обстоятельства, требующие его составление или если на наличие хотя бы одного из таких обстоятельств указал ему получатель груза.
Коммерческий акт составляется в день выдачи или в день выгрузки груза, с проверкой груза в процессе его выгрузки, а в пути следования — в день обнаружения обстоятельств, или непосредственно после выгрузки.
|
|
В коммерческом акте должно содержаться: точное и подробное описание состояния грузов, багажа и грузо-багажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена не сохранность грузов, багажа или грузо-багажа. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах такой не сохранности либо виновности грузоотправителя (отправителя) или перевозчика. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, даются точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных; данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, багаж или грузо-багаж, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах. Первый выдается грузополучателю, второй остается у терминала, порта станции, составившей акт, а третий предназначается перевозчику для отсылки его на расследование виновной стороне.
Акт не должен содержать каких-либо предположений и выводов о причинах не сохранности груза либо виновности той или другой сторон.
Бланк акта содержит большой перечень вопросов. На них должны быть даны точные ответы. Требуется указать правильно ли погружены, размещены грузы в судне, вагоне, контейнере, имелась ли защитная маркировка, отметить обнаруженные нарушения в креплении груза и т.д.
|
|
К коммерческому акту в отношении порчи скоропортящегося груза должна быть приложена выписка из журнала температур рефрижераторного судна, поезда с машинным охлаждением и показания самописцев регистрации температур рефрижераторных контейнеров.
Данные, содержащиеся в коммерческом акте, являются основанием для утверждения наличия обстоятельств, которые будут положены в формулировку определенного требования к стороне договора или возражения с ее стороны с целью правильного разрешения дела.
Лица, составившие и подписавшие акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законом.
Грузополучатель подписывает акт, если он участвовал в проверке груза. От имени перевозчика его подписывают должностные работники, перечень которых установлен Правилами. Коммерческий акт, не подписанный грузополучателем, не лишается доказательственной силы и не может считаться неправомочным.
Предусмотрена ответственность за задержку составления коммерческого акта.
Представители сторон, участвующие в составлении коммерческого акта, обязаны его подписать. При несогласии с содержанием акта представители сторон вправе изложить в примечании свое мнение.
Грузополучателю также рекомендуется проследить проставила ли железная дорога отметку о составлении коммерческого акта на оборотной стороне накладной и краткого указания о том, на какое обстоятельство составлен коммерческий акт (в графе 5 накладной «отметка железной дороги»). Эта отметка, заверенная штемпелем станции и подписью приемосдатчика, может иметь значение при дальнейшем про
хождении дела, если коммерческий акт будет утерян.
Если коммерческий акт не составлен, а несоответствие в массе, качестве и т.п. будет вскрыто на складе грузополучателя, то такое несоответствие будет разрешаться покупателем и продавцом в соответствии с договором купли-продажи или договором поставки.
Для удостоверения обстоятельств, либо не связанных непосредственно с выполнением договора перевозки, либо не носящих первостепенного характера, но относящихся к четкому регулированию взаимоотношений перевозчиков с клиентурой, составляются акты общей формы. МПС РФ использует стандартный бланк ГУ-23 акта общей формы (см. приложение №68). Акты общей формы составляются, например, в случаях утраты документов, приложенных грузоотправителем к накладной, простоя судов, вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, в порту, на станции назначения, отсутствия пломб, не очистки судов, вагонов и др. Акт подписывают лица, участвующие в удостоверении обстоятельств (не менее двух).
Акт о техническом состоянии вагона, контейнера составляется независимо от коммерческого акта в день обнаружения неисправности вагона, контейнера, но не позднее дня составления коммерческого акта. Один экземпляр акта о техническом состоянии вагона, контейнера прилагается к первому экземпляру коммерческого акта. Акт о техническом состоянии вагона или контейнера подписывается представителем вагонного депо и дежурным по станции.
Коммерческие акты при осуществлении международных железнодорожных перевозок грузов и багажа составляются в соответствии с Соглашениями о международных прямых железнодорожных сообщениях и служебными инструкциями к ним.