Экономическая теория нового институционализма

Новая теория имеет общий стержень, поэтому здесь уживаются разнообразная проблематика, различные подходы и толкования. Теория должна включать проблемы изменения в соц сфере, соц контроль, индустриализацию,, технологию, проблемы экон организации, мотивацию экономических агентов, формы их взаимоотношений, формирование оценочных показателей – это образует институциональный комплекс.

Неоклассики исходят из того, что институциональная среда – это сама по себе разумеющаяся система хозяйствования. Отношения м/у экон агентами осущ-ся посредствам трансакций – рыночная конкуренция. У условиях жесткой конкуренции это требует не только надежной информации, но и таит в себе определенный риск. Реальная оценка институциональной среды является одним из главных отправных пунктов формирования новой теории. Ее сторонники исходят из того, что экономические агенты действуют в весьма сложных условиях. Рассматривая экономических агентов, подход новых институционалистов является более реалистичным по сравнению с неоклассиками.

В систему нового институционального подхода новые институционалисты включили нормативный анализ. Они исходят из того, что состояние рынка следует оценивать на основе идеальной модели, хотя в ней присутствует много ошибок, сопоставляя ее с реальными альтернативами. В новой институциональной Э также обозначился ряд направлений:

1. теория прав собственности. Коуз, Ознеп, Демсец

2. теория экономической организации. Коуз, Таллок, Олсен

Основными точкам соприкосновения нового и традиционного институционализма проявляются при изучении индустриальной системы, организационных структур (фирмы, корпорации), в теории агентских отношений, в проблемах собственности и других.

Новые теоретики, используя материалы своих предшественников, разрабатывают область контрактных (транзакционных) отношений. Они исходят из того, что контракт представляет собой всеобщую форму отношений м/у экономическими агентами.

В структуре новой институциональной экономической теории выделяются 2 основные группы концепции:

1) она концентрируется на изучении институциональной среды

2) она концентрируется на изучении организационных структур

руководствуясь транзакционным подходом, новые институционалисты делят Э на 2 части – рынок и не рынок. Рассматривая их как деятельность институтов, в числе которых определяющая роль отводится экономической организации. Коуз писал – подход к анализу фирм как сети контрактов позволяет более полно раскрыть сложность, многогранность процесса институциональной трансформации на микроуровне. Однообразие контрактов указывает на условность и относительность границ м/у рынком и фирмой. Развивая идеи Коуза, его последователи продолжили разработку теории транзакционного подхода и транзакционных издержек (заключение контрактов): к ним относят издержки с поиском и получение необходимой информации; издержки связанные с проведением переговоров; издержки измерения – неудачные переговоры, ошибки и неточности; издержки спецификации, защите прав собственности; издержки назначение оппортунистического поведения, представляющий собой наиболее трудноопределяемый элемент транзакционных издержек.

Большое значение институционалисты придают проблеме контроля. В этом вопросе есть сходство с традиционным институционализмом. Одним из обобщающих элементов в концептуальном арсенале нового институционализма является проблема Коуза, где трактуется проблема воздействия…внешних эффектов (экстерналии). Возникающие внешние эффекты могут повлечь за собой определенный последствия, воздействующие на окружающих. Такое последствие может быть отрицательны – загрязнение и т.п. или положительным – озеленение, улучшение дорог. В связи с этим возникают расхождения м/у частными и социальными издержками. При отрицательных внешних эффектов частные издержки оказываются ниже социальных, если же экстерналии положительные, то соотношение м/у издержками обратное.

Проблему воздействия внешних эффектов до Коуза поднял А. Пигу в работе «экономическая теория благосостояния». Он классифицировал экстерналии как провалы рынка. Они связывались с вмешательством государства. Коуз отверг такую трактовку.

Согласно ортодоксальной неоклассической экономической теории сам рынок способствует возникновению экстерналий в случае провалов рынка.

Согласно теореме Коуза при отсутствии издержек по заключению сделок структура производства не меняется, если бы все права были ясно определены и предписаны, то транзакционные издержки равнялись бы нулю.

Теорема Коуза не только сняла обвинение в провалах рынка. В ней был раскрыт смысл прав собственности, объяснены последствия, связанные с появлением экстерналий.

Основные разделы новой институциональной экономической теории

Важное место заняла проблема прав собственности, начало которой положил Коуз. Права собственности стали рассматриваться в связи с проблемой транзакционных издержек.

Система прав собственности – совокупность норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Нормы могут устанавливаться государством, формироваться обществом. На этой основе формируются правила игры. Таки образом права собственности выступают в качестве регулятора поведения. Акты обмена рассматриваются с позиции транзакционного подхода как обмен «пучками прав собственности». Связующим звеном здесь служит контракт, которые определяли права, полномочия и правила поведения.

В структуру новой институциональной теории входит раздел, находящийся на стыке экономической теории и права – экономика права. Коуз, Беккер, Каллабери.

Основная идея экономического подхода к правовой системе состоит в том, что подобно рынку она рассматривается как один из механизмов, обеспечивающих регулирование распределение ограниченных ресурсов. Экономика права основывается на том, что в случае сделки вынужденного характера, последняя должна иметь цену, определяемую правовой системой – штрафы, наказания. В связи с этим экономико-правовой анализ востребуется не только к нормальным правовым сделкам, но и к законным.

Наряду с экономикой права разрабатывалось еще одно направление – проблема общественного выбора. У его истоков стоят Эрроу, Бьюкинем, Талок, Мюллер, Олсен, Несканен и др. теория общественно выбора сформировалась на основе синтеза экономической теории и политологии. проблема общественного выборатрактуется в широком смысле и охватывает различные сферы и направления, включая предпринимательство, роль правового государства с его экономическими рычагами – финансовая система распределения, налоги, финансовая система. Большую роль в этой теории отдают предпочтениям и рациональному выбору индивидов и форм.

Основные предпосылки теории были сформированы, включая:

· методологии субъективного индивид-ма

· концепцию экономического человека

· анализ политики и политических ситуаций

· процесс обмена

Опираясь на принципы классического либерализма, методы макроэкономического анализа, сторонники теории общественного выбора выдвинули в качестве объекта исследования и процесс принятия правительственных решений. Универсальное значение они придают рациональному поведению индивидов, которые своими решениями и действиями стремятся максимизировать функцию полезности.

Этот рынок является необычным, т.к. все субъекты, участвующие в его функционировании, зависят от того, насколько отлажена демократическая система, так функционируют ее институты, в какой мере политические органы подвержены лоббизму или коррупции. Одним из направлений является исследование экономики бюрократии, которую новые институционалисты рассматривают как неизбежный продукт любого государства. Экономика бюрократии представляет собой систему организации, представители которой ничего не производят, а для извлечения прибыли используют различные источники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: