Состояние бухгалтерского учета и отчетности.
Учет фондов и их использование.
Аудитор исследует: наличие специальных и целевых фондов, их формирование и использование в соответствии с действующим законодательством; правильность отражения в учете и отчетности курсовых разниц от операций с иностранной валютой; состав и правильность образования резервов за счет себестоимости; учет и использование средств целевого финансирования.
Аудитор изучает: форму ведения бухгалтерского учета; соответствие бухгалтерского учета и отчетности законодательству и нормативным актам; материалы годовой инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов — отражение их результатов в балансе и финансовой отчетности согласно нормативным актам; адекватность показателей баланса и финансовой отчетности данным бухгалтерского учета, основанного на сплошном и непрерывном документировании хозяйственных операций; своевременность составления финансовой и статистической отчетности и представление ее по назначению.
|
|
Одним из видов аудиторской проверки открытых акционерных обществ (далее - ОАО) и предприятий — эмитентов ценных бумаг является подтверждение финансовой отчетности на конец отчетного года, которая осуществляется в соответствии с требованиями национальных нормативов аудита (ННА) и Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (ГКЦБФРУ). Требованиями к аудиторскому заключению от 25.01.2001 г. № 5 предусматривается, что оно подается в ГКЦБФРУ при регистрации информации и выпуске ценных бумаг, а также при представлении регулярной информации открытыми акционерными обществами и предприятиями — эмитентами ценных бумаг. В соответствии с указанными Требованиями АПУ предложила, а ГКЦБФРУ утвердила Методические рекомендации по подготовке аудиторского заключения при проверке открытых акционерных обществ и предприятий — эмитентов облигаций (кроме коммерческих банков) от 23.02.2001 г. № 99, разработанные на основе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета. В настоящее время эти нормативные акты являются обязательными при ежегодной аудиторской проверке ОАО.
В соответствии с ними аудиторское заключение содержит такую информацию:
1. Основные сведения об аудиторе.
2. Основные сведения об эмитенте (объекте проверки).
3. Основные сведения об условиях договора на проведение аудита.
4. Результаты проверки в содержательной части аудиторского заключения.
Первые два пункта не вызывают проблем. Относительно третьего пункта особое внимание следует уделить оценке существенности, которая определяется на основе профессионального суждения аудитора.
|
|
Для составления содержательной части заключения аудитор должен получить достаточное количество достоверных свидетельств относительно правильности ведения бухгалтерского учета активов, обязательств и капитала объекта проверки. Количество свидетельств зависит от опыта и квалификации аудитора, т. е. от оцененного размера существенности и риска, применяемых методов и приемов аудита. В международной практике аудита наиболее распространенным методом является выборочная проверка. ННА 17 устанавливает нормы и правила использования аудиторской выборки и построения выборочных тестов. Поскольку Методические рекомендации и Требования к аудиту со стороны ГКЦБФРУ построены на основе ННА, они тем самым позволяют использовать выборочные тесты для получения свидетельств и составления заключения. Это также может значительно снижать общую стоимость аудита.
Подтверждение правильности ведения бухгалтерского учета, классификации и оценки всех видов активов целесообразно начинать с наиболее весомых статей с точки зрения их удельного веса в балансе. Чаще всего это статьи необоротных активов. Кроме того, структура и оценка необоротных активов, которые обычно формируются за счет собственного капитала, позволяют определить эффективность использования денежных средств предприятия.
Проверка правильности бухгалтерского учета необоротных активов заключается в установлении соответствия отраженных в отчетности основных средств и нематериальных активов нормам ПБУ 7 и 8 и включает проверку:
· наличия необоротного актива;
· соответствия актива установленным критериям признания;
· соответствия ПБУ бухгалтерского учета поступлений, износа, выбытия, переоценки, ремонта и других операций с необоротными активами.
Проверка наличия основных средств осуществляется двумя способами: или путем инвентаризации (при небольшом количестве средств), или путем документальной проверки. Второй способ состоит в том, что объект основных средств считается имеющимся в наличии, если существуют: документ, который подтверждает его приобретение, получение на безвозмездной основе, создание и т. д.; акт приема-передачи ОС-1; в регистрах учета сделана соответствующая бухгалтерская запись. В случае отсутствия одного из трех основных документов актив не считается имеющимся в наличии и поэтому не может быть включен в баланс. В регистрах количественного учета на каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка.
Эта процедура схематически представлена на рис. 2.1