Бюджетный процесс (БП)
Бюджетный процесс – это регламентированная бюджетным законодательством формализованная деятельность различных уровней государственной власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Эта деятельность регулируется Законом РФ “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР (10.10.91 г.).
Принципы организации бюджетного процесса:
· единство;
· самостоятельность;
· балансовый метод.
I этап: формирование проекта бюджета Министерством финансов РФ на основании собственных расчетов и полученных им решений Президента и Правительства РФ, постановлений органов представительской власти федерального уровня, а также заявок со стороны федеральных ведомств.
II этап: согласование и утверждение проекта бюджета. Обсуждение на заседании Правительства РФ, рассмотрение проекта органами представительской власти с последующим принятием Закона РФ «О федеральном бюджете на …год» Государственной Думой, одобрением его Советом Федерации и подписанием Президентом;
|
|
III этап: исполнение бюджета. Федеральное казначейство как специальное подразделение Министерства финансов РФ несет ответственность за данный этап;
IV этап: отчет об исполнении бюджета Министерства финансов РФ перед Государственной Думой.
Бюджетный процесс осуществляется следующим образом:
· Приблизительно 15 августа выходит распоряжение правительства о разработке бюджета.
· В течение 2-х месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует придерживаться при разработке смет.
Министерство финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и расходов и свои бюджеты.
· 15 октября Министр финансов представляет в правительство проект бюджета.
· Правительство вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы.
Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:
· предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период;
· прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
· прогноз Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;
· прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год;
· основные направления бюджетной и налоговой политики;
· основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;
|
|
· федеральные целевые программы и программы развития регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета;
· федеральная инвестиционная программа;
· оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;
· поквартальное распределение доходов и расходов ФБ на предшествующий год.
Проект федерального бюджета и документы, полученные Думой, направляются в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный закон “О федеральном бюджете на предстоящий год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о бюджете считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3 общего числа членов Думы.
Принятый Федеральный Закон в течение 5 дней направляется на подпись Президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование закона – 7 дней.
Если до начала финансового года федеральный бюджет не будет принят, то Государственная Дума принимает федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале текущего года.