Неправильное построение предложений.
Грамматические ошибки в словах
Ошибки устной речи.
1. Неправильный выбор слова. Он связан:
1) с небрежным отношением к слову
2) с употреблением лишних слов: «отступил назад», «свободная вакансия»
3) со смешиванием паронимов (близких по звучанию) «сравним результаты», «сравняем результаты»
4) с непониманием значения слова «Эта идея мне гармонизирует»
2. Орфоэпические ошибки. Неправильное произношение звуков и ошибки в ударении.
1) неправильная форма спряжения глаголов(бежи, вылазь, ложи).
2) неправильное склонение числительных (более восемьсот двадцати человек)
3) употребление двух сравнительных степеней (более справедливее)
1) контаминация – соединение частей двух устойчивых оборотов речи, близких по смыслу (это играет большое значение, это имеет большую роль)
2) ошибки в управлении – управляемое слово стоит не в том падеже (я вам гарантирую о том, что…)
3) нагромождение придаточных предложений со словом «который».
|
|
4) Неправильный порядок слов в предложении (Студенты слушали курс лекций по культуре общения доцента Петрова).
5) Неправильное использование деепричастного оборота (Проводя расследование, обнаружилась необходимость дополнительных материалов)
Соблюдение грамматических правил – не достаточное условие хорошей речи. Секрет в том, чтобы из всего многообразия «правильных» слов выбрать самое точное, уместное, выразительное. Оратор создаёт свой стиль речи, используя все стилевые возможности языка.
Выразительность речи придают богатство интонационного звучания и использование художественных средств языка.
Вопросы контроля. Как следует понимать выражение «культура речи»? Что ответить человеку, который считает: «Буду говорить как хочу и умею»? Как добиться правильного произношения слов? Чем плох канцеляризм? С помощью каких языковых средств можно сделать речь выразительной?
Практическое домашнее задание. Внимательно следите за выступлениями других людей, Проанализируйте произношение, выбор слов и выражений, выразительность речи.
Подготовка к выступлению начинается с уточнение темы.
Критерии:
1) вы осведомлены в этом вопросе лучше, чем слушатели
2) то, что собираетесь говорить, вызовет у них интерес
3) это актуально, значимо для них.
Готовиться к выступлению необходимо загодя. Свободное владение материалом возможно лишь в том случае, если он прочно освоен.
Чтобы выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса:
Кому я буду говорить? Для чего? Что должны уяснить слушатели?
В зависимости от отношения слушателей к вопросу определяем цель выступления:
|
|
- проинформировать
- объяснить
- заинтересовать
- убедить
- переубедить
- побудить к действию
- воодушевить и т.д.
Задача выступления = цель + основная идея
Задача выступления состоит в том, чтобы как можно лучше удовлетворить потребности аудитории. Если меняется цель, меняется и его основная идея и, естественно, задача.
Цель информационных выступлений – показать сущность предмета, явления, т.е. раскрыть содержание понятия. Такое выступление может происходить на трёх уровнях:
1) простое информирование – описание (что? Где? Когда?)
2) более высокий – комментирование, толкование, объяснение ситуации (как? Каким образом?)
3) высший уровень – анализ, разбор явления или проблемы (почему? Закономерно ли? Что из этого следует?
В выступлениях, носящих убеждающий характер, вслед за информированием должна идти аргументация; а если нужно переубедить слушателей, то и опровержение противоположных взглядов.
На деловых совещания нередко приходится выступать с предложением улучшения работы предприятия. Схема такова:
- Существующее положение дел требует определённых перемен.
- Суть моего предложения состоит в следующем.
- Моё предложение приведёт к таким-то положительным изменениям.
- Возможные отрицательные последствия моего предложения и как их избежать.
- Насколько выполнимо моё предложение
- Что нужно сделать, чтобы его реализовать.
Основное содержание делового выступления составляют собственные соображения по проблеме, но нередко приходится привлекать газеты, журналы, книги. Можно использовать информацию о деятельности других фирм, ссылаться на опыт партнёров и т.д. Главное правило вспомогательного материала – включить в изложение только то, что раскрывает или подтверждает основную мысль.
Виды материала:
1) цифры – слушатели должны понимать, что они обозначают.
2) пример должен быть нужный, яркий, лаконичный, уместный в аудитории, вызывать чувства у слушателей.
3) Использование наглядного материала – нужный размер, яркий, необходимый.
4) Высказывания авторитетных людей – меткие, «по поводу», не слишком много.
Построение выступления. Композиция состоит из вступления, основной части и заключения.
Вступление необходимо для установки контакта с аудиторией и подготовки слушателей к восприятию темы.
В основной части излагается сама тема.
1. Монолог легче воспринимается, если в нём используют разные приёмы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование.
2. Речи различаются манерой и темпом речи, стилистической и эмоциональной окраской, глубиной изложения, характером связи с аудиторией.
3. Приёмы изложения: прямые и риторические вопросы, обращение к собравшимся, вопросно-ответный ход
4. Интересен приём диалогизации, при котором выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом «Мне могут возразить…»
Заключение придаёт завершённость повествованию. Делается обобщение сказанному.
Основные этапы подготовки выступления:
1. Подбор материала по предварительному плану. «Что говорить?»
2. Составление окончательного плана с учётом композиции выступления. «В каком порядке говорить?»
3. Работа над текстом. «Как лучше сказать?»
4. Усвоение и прогон материала.
Нередко деловые люди вынуждены оперативно подготовить небольшое сообщение, чтобы выступить на совещании. Схема подготовки такова.
- Сначала ответить на вопросы: Кто будет в зале? Чего ждут от меня? В чём состоит задача моего выступления?
- Затем подумать, какие ключевые понятия будут затронуты и записать их на карточках.
- Составить план выступления, разложив карточки по порядку.
- Обдумать введение и заключение и весь текст целиком.
- Если позволит время, то к ключевым словам записать тезисы.
Вопросы контроля. Что такое главная идея выступления и как ее определить? Как построить композицию выступления? Зачем необходимо использовать разнообразные приемы изложения материала? С какой целью используется вспомогательный материал? Для чего нужна работа над текстом выступления? Как усвоить материал, чтобы успешно выступить?
|
|
Практические домашние задания. Подготовить отрывок для выступления. Выбрать тему для выступления, определить цель и идею, составить план, подобрать материал, составить композицию, сочинить текст и проанализировать его. Прокомментировать использование цифр в газетных публикациях. Свободный пересказ, оценочные суждения высказываний известных людей.