Информационные технологии управления

Процесс управления включает пять основных функций (рис. 3): планирование (f1); учет (f2); контроль (f3); анализ (f4); регулирование (f5).


Рис. 3. Принципиальная схема управления. A — управляемый объект, B — управляющий объект. X — входная информация, Y — выходная информация.

Планирование представляет собой процесс выработки желаемого (требуемого) состояния управляемого объекта (или процесса) Aпл(t) на период планирования (t0, tпл).

Учет (т.е. измерение) в производственных системах заключается в определении в заданные моменты времени фактического состояния объекта (или процесса) Aф(t).

Контроль позволяет определить отклонение фактического состояния Aф(t) от планируемого Aпл(t).

Регулирование заключается в определении скорректированного плана Ap(t), т.е. по существу является решением задачи планирования при новых начальных условиях.

Анализ — это подведение итогов осуществления плана за период управления, выявление факторов, повлиявших на степень достижения запланированных результатов.

Приведенная выше упрощенная схема управления предприятием является универсальной и применима ко всем процессам производственных систем. Компонентами состояния A(t) могут быть показатели, характеризующие ход производства, в частности состояние доходов, расходов, мощностей, запасов и т.д.

Задачи управления отличаются худшей структурированностью и формализованностью по сравнению с задачами, решаемыми с помощью технологий обработки данных.

Информационные технологии управления предназначены для автоматизации функций учета и контроля, а также для удовлетворения информационных потребностей работников, выполняющих планирование, анализ и регулирование. Предоставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.

Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например, месячный анализ продаж компании. Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное.

И те, и другие виды отчетов могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.

В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям. Сравнительные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения. Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного (чрезвычайного) характера.

Использование отчетов для поддержки управления оказывается особенно эффективным при реализации так называемого управления по отклонениям. Управление по отклонениям предполагает, что главным содержанием получаемых менеджером данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности от некоторых установленных стандартов (например, от ее запланированного состояния). При использовании на фирме принципов управления по отклонениям к создаваемым отчетам предъявляются следующие требования:

— отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло;

— сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя;

— все отклонения желательно показать вместе, чтобы менеджер мог уловить существующую между ними связь;

— в отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы.

Наряду с термином Автоматизированные системы управления (АСУ) употребляются следующие названия, подчеркивающие другие аспекты ИС: Корпоративные информационные системы (КИС), Интегрированные информационные системы (ИИС), Информационные системы управления предприятием (ИСУП).

Интергрированные информационные технологии — объединение различных типов ИТ в единый компьютерно-технологический комплекс.

На базе интегрированных информационных технологий строятся современные КИС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: