3.12
3.5
Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это самадхи.
3.3
Непрерывное течение познавания этого предмета есть дхиана.
2.54
2.48
2.47
2.46
Принесением всего в жертву ишваре достигается самадхи.
2.45
Повторением мантр достигается восприятие присутствия призываемого божества.
2.40
2.39
Утверждением в воздержании приобретается энергия.
2.35
2.34
Препятствия к йоге суть: Убийство, ложь и прочее, совершенные, вызванные и одобренные вследствие алчности, гнева или неведения, будут ли они слабые, средние или значительные.
В присутствии утвердившегося в непричинении вреда, прекращается всякая вражда /в других/.
2.36
Утверждением в правдивости йог приобретает силу пользоваться для себя и для других плодами дел без их совершения.
|
|
2.37
Утверждением в неприсвоении чужого все богатства достигаются йогом.
2.38
Утвердившись в непринятии даров, он /йог/ получает воспоминание о прошедшей жизни.
С утверждением внутренней и наружной чистоты возникает равнодушие к собственному телу и несообщение с другими телами.
2.41
Возникает также очищение саттвы, веселое расположение духа, сосредоточенность, победа над чувственностью и способность самопознания.
2.42
Из довольства происходит высшее счастье.
2.43
Следствием самообуздания является изощрение органов чувств и тела через уничтожение нечистоты.
2.44
Положение тела /асана/ есть то, которое твердо и приятно.
Путем легкого усилия и размышления о беспредельном /положение тела становится твердым и приятным/.
Когда овладели сидением, противоположности перестают мешать.
2.49
Затем следует управление движением вдыхания и выдыхания.
2.50
Видоизменения /праны/ бывают наружные, внутренние и неподвижные, определяемые местом, временем и числом, продолжительные и короткие.
2.51
Четвертая /ступень/ есть подчинение праны направлением ее на внешние и внутренние предметы.
2.52
Этим ослабляется заслонение света читтой.
2.53
Сознание становится способно к дхаране.
Сосредоточение органов производится посредством отречения от соответствующих им предметов и принятия формы материи сознанием.
Глава 3 о силах
3.1
Дхарана есть утверждение мысли на каком-нибудь определенном предмете.
3.2
3.4
Эти три, /когда в них упражняются/ по отношению к одному предмету, составляют самьяму.
Достижением этого приобретается свет знания.
|
|
3.6
Им следует пользоваться постепенно.
3.7
Эти три ближе, чем предыдущие.
3.8
Но даже они внешни относительно лишенной семени самадхи.
3.9
Подавлением беспорядочных видоизменений сознания и пробуждением контроля и управления, сознание достигает сдерживающих видоизменений, следующих за управляющими силами сознания.
3.10
Течение его укрепляется привычкою.
3.11
Когда убираются всевозможные предметы и сосредотачиваются на одном, эти две силы попеременно то исчезают, то проявляются; читта же подвергается видоизменению, называемому самадхи.
3.13
Этим об'ясняется превращение формы, времени и состояния в тонкую или грубую материю и в органы чувств.