Нарушение самосознания

АБСАНС

- кратковременная потеря или угнетение сознания с последующей амнезией. Больные как бы замирают на 1-2 секунды. Виды абсанса:

а). Атонический – потеря тонуса мышц, больные падают.

б). Гипертонический - повышение тонуса мышц – голова, туловище и глаза запрокидываются.

в). Субклинический - с неполной потерей сознания.

г). Энуретический - сочетается с энурезом.

Самосознание - это выделение человеком себя из объективного мира, осознание собственного «Я».

Самосознание сопровождается стремлением к анализу собственных мыслей, поступков, способностью смотреть на себя как бы со стороны (рефлексия).

Этапы формирования самосознания:

1). Аллопсихическое самосознание – условно начинается с появлением в речи местоимения «Я» (в 3 г.).

2). Этап соматопсихического самосознания – ребенок начинает осознавать свое психическое «Я», ребенок начинает правильно идентифицировать правую и левую сторону у себя и окружающих (в 6-7 л.).

Полная идентичность, постоянство своего «Я» формируется к подростковому периоду.

3). К 12-14 годам у подростка появляется способность оценивать свое психическое «Я» - этап аутопсихического самосознания.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ - нарушение самосознания, выражающееся в отчуждении от самого себя.

Бывает:

1. Витальная - у больного исчезает само чувство жизни.

2. Аутопсихическая - отчуждение психический функций своего Я (мысли не мои, речь свою слышу как бы со стороны, мое прошлое - как бы не мое; к кругу этих расстройств относится и болезненная психическая анестезия – больного ничего не радует, что для него очень тягостно).

3. Соматопсихическая - чуждость или исчезновение своего тела или его частей. Но при этом нет изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его или частей его - ног вроде бы у теня нет, на могут понять, голодны ли они или нет, есть позывы на акт мочеиспускания или нет и т.д.

4. Аллопсихическая (дереализация) - это отчуждение мира восприятий. При этом больным чаще всего даже трудно определить, каким образом изменилось все вокруг. Дереализация может касаться как нескольких анализаторов одновременно, так и какого-то одного из них: больной не может определить, какого предмета он касается, различить вкус пищи. Нарушения восприятия при дереализации могут касаться также пространственных взаимоотношений (все стало каким-то плоским) и измененного восприятия времени. При выраженных дереализационных явлениях может исчезнуть чувство действительности.

Патология памяти

Различают память кратковременную и длительную, механическую и смысловую (ассоциативную).

Память состоит из следующих компонентов:

- рецепция (восприятие нового),

- ретенция (способность удерживать эту новую информацию),

- репродукция (способность ее воспроизводить).

Нарушения памяти делятся на количественные (амнезии) и качественные (парамнезии).

Амнезии:

1). Ретроградная амнезия – потеря памяти на события, предшествующие расстройству сознания.

2). Антероградная амнезия - потеря памяти на события, происшедшие непосредственно после окончания болезненного состояния.

3). Ретроантероградная амнезия – сочетание этих 2-х видов.

4). Фиксационная амнезия – потеря способности запоминать текущие события.

5). Конградная амнезия – выпадает всё, что произошло в момент травмы.

6). Прогрессирующая амнезия - характеризуется постепенным ослаблением памяти, причем в первую очередь пропадает память на недавние события, в то время как далекое прошлое остается в памяти. Эта характерная закономерность последовательного снижения памяти называется законом Рибо.

Синдром Корсакова – невозможность запоминать текущие события при относительно сохранной памяти на пошлое, в результате чего возникает дезориентировка во времени. Кроме этого, характерны парамнезии.

Парамнезии:

- это ошибочные воспоминания. Человек может также вспоминать реальное событие, но относить его к неверному времени (псевдореминисценции).

1). Конфабуляции – вымышленные фантастические воспоминания, которые на самом деле не было.

2). Криптомнезия – человек не может вспомнить, было ли что-либо во сне или наяву, или в книге.

Встречаются и повышение памяти (намного реже):

Фотографическая память – прочитав несколько строк текста, человек может повторить их сразу же без ошибок.

Эйдетизм – представление зеркально воспроизводит восприятие (в памяти остается наглядный очень подробный образ предмета).

Повышение памяти не обязательно свидетельствует о высоком интеллекте (т.к. у олигофренов может быть хорошо развито механическое запоминание без осмысления).

Патология интеллекта

Патология интеллекта включает в себя 2 группы расстройств: психоорганический синдром (непсихотический) и слабоумие.

Психоорганический синдром:

- это пограничное состояние между нормой и слабоумием. Характеризуется триадой Вальтер-Бюэля:

1. Снижение сообразительности,

2. Снижение памяти,

3. Эмоционально-волевые изменения.

Выделяют легкий, умеренный и глубокий ПОС. По особенностям эмоционально-волевых изменений выделяют следующие варианты ПОС:

а). Астенический (на первом месте – психическая слабость и эмоциональная лабильность).

б). Эйфорический (чаще при поражении лобной доли мозга).

в). Апатический вариант.

г). Эксплазивный вариант (характера вспыльчивость, агрессия.

При ПОС отмечаются частые головные боли, неврологические расстройства, нарушения высших функций (праксиса и др.). Причинами ПОС могут быть гипоксия мозга, энцефалит, поражение сосудов мозга. У детей выделяют минимальную мозговую недостаточность.

Слабоумие:

- это стойкий грубый дефект психики, при котором страдают все ее стороны. Слабоумие может быть приобретенным (деменция) и врожденным (олигофрения). К олигофрении приводят также и факторы, которые действуют в первые 3 года жизни.

Деменция:

а). Органическая б). Эпилептическая, в). Шизофреническая.

Органическая Д. бывает частичной (парциальной) или общей. При частичной Д. сохраняется ядро личности (оно складывается из 2 критериев: сознание болезни и стремление корригировать ее), а также сохраняются социально-этические установки личности.

Отличия деменции от олигофрении:

1). При олигофрении верхние этажи психики разрушаются, а нижние – в норме. А при деменции - такой равномерности нет (могут быть «остатки былой роскоши»).

2). При олигофрении отмечается часто еще какая-либо аномалия развития (6-й палец и т.п.).

3). Олигофрения отличается некоторой динамикой – ребенок может поумнеть.

Олигофрения:

Встречается у 3% детей, но у детей чаще – задержка умственного развития (20%).

Классификация олигофрении:

1). По этиологии: достоверно наследственные, с вероятным наследственым фактором, достоверно экзогенные, с вероятным экзогенным фактором, с неизвестной этиологией.

2). По времени возникновения: пре-, интра- и постнатальные. Пренатальные делятся на ранние эмбриопатии (первые 7-8нед.), поздние эмбриопатии (8-12нед.) и фетопатии (12-40нед.). Могут быть обусловлены аномалиями хромосом (с. Шерешевского-Тернера), резус-конфликтом, генные мутациями (энзимопатии, напр. фенилкетонурия), интоксикации (алкогольный синдром плода), внешние факторы (радиация), болезни матери (сифилис) и т.п. К интранатальной олигофрении приводят: кровоизлияния в Г.М., травмы и асфиксия.

Отличия олигофрении от микросоциальной педагогической запущенности:

- это задержка псих. развития, которая возникает в условиях социального неблагополучия.

1). У запущенного ребенка – остается интерес ко всему новому.

2). У запущенного ребенка отсутствует тугоподвижность мышления.

3). Те стороны психики, которые подверглись благоприятному воздействию – у запущенного ребенка развиты нормально.

Частный случай пед. запущенности – синдром сиротства:

1). Псевдоаутизм.

2). Дистимия (пониженное настроение).

3). Педагогическая запущенность.

4). Слабо развита моторика.

Классификация олигофрении по степеням:

1). Идиотия (глубокая умственная отсталость) – IQ=0-19. Соответствует ребенку 2 лет.

2). Резко выраженная имбецильность (выраженная умственная отсталость) = 20-35. Как ребенок 5 лет.

3). Нерезко выраженная имбецильность = 35-50. Как ребенок 6-7 лет.

4). Дебильность (легкая умственная отсталость) = 50-70. Как ребенок 8-12 лет.

5). Пограничная умственная отсталость = 70-90. Это предболезнь.

Классификация олигофрении по эмоционально-волевым нарушениям (по Исаеву):

1). Астенический тип: варианты:

а). основной г). дисмнестический

б). дислалический д). брадипсихический

в). диспраксический

2). Дисфорический тип.

3). Стенический тип: уравновешенный или неуравновешенный.

4). Атонический:

а). аспонтанно-апатический

б). акатизический (при передозировке нейролептиков) – бесцельное возбуждение.

в). мориоподобный (с дурашливостью, цинизмом).

Основные принципы терапии слабоумия:

Лечение должно быть длительным и упорным.

1). Медикаментозное лечение с учетом этиологии: например – притивосифилитическое, при фенилкетонурии – спец. питание).

2). Дегидратационные и рассасывающие средства – борьба с гидроцефалией и отеком мозга.

3). Средства, повышающие отек мозга – большие дозы витаминов группы В и ноотропы.

4). Средства, корригирующие поведение – нейролептики, нормотимики.

Психопатии (расстройства личности)

- это непсихотические формы патологии (наравне с неврозами). Распространенность – 3% населения.

- это аномальные, дисгармоничные варианты характера, их отличие от нормы – особенности в эмоционально-волевой сфере, которые мешают им безболезненно приспосабливаться к окружающей действительности. Это аномалии развития эмоционально-волевой сферы психики. Интеллект – нормальный, но есть дисбаланс между ним и эмоциями (преобладание аффекта над интеллектом).

Критерии Ганнушкина-Кербикова (отличие психопатии от нормы):

1). Психопатия начинается с детства. Но диагноз ставят не ранее 16 лет, т.к. может исправиться.

2). Относительная стабильность психических черт характера.

3). Тотальность – психопатия красной нитью проходит через всю жизнь.

4). Наличие социальной дезадаптации.

Если есть только первые 2 пункта, то говорят о препсихопатии (акцентуации характера) – это предболезнь.

Этиология психопатий:

1). Наследственность (в 2/3 случаев – родители тоже психопаты).

2). Повреждение эмбриона, вызвавшие дисфункцию ЦНС.

3). Цепочка соматических заболеваний, особенно в первые 3 года жизни.

4). Неправильное воспитание, неполная или деформированная семья, асоциальная семья.

Кербиков заметил, что определенный тип воспитания ведет к определенной психопатии:

1). Доминирующая гиперпротекция («ежовые рукавицы») – формируется астеническая личность.

2). Потворствующая гиперпротекция (по типу «кумира семьи») – формируется личность истерического типа.

3). Воспитание в условиях эмоциональной депривации («золушка») – формируется личность дистимного или гипотимного типа (снижение настроения).

4). Воспитание в условиях гипоопеки – у ребенка не вырабатывается тормоз поведения. Формируются импульсивные или аффективно-взрывчатые личности.

3 пути действия воспитания на личность:

1). Фиксация реакций подражания.

2). Фиксация реакция протеста.

3). Прямое культивирование психопатического поведения.

По Кербикову выделяют 3 типа психопатий: конституциональные (ядерные), органические и краевые (из-за неблагоприятной среды, воспитания). Частные случаи депривационное развитие (у слепых, глухих), постреактивное развитие психопатии (после затяжного невроза или реактивного психоза) – например: посттравматическое стрессовое расстройство.

Клиническая классификация психопатий:

1). Астенические психопатии (тревожные расстройства): основные признаки:

а). Чувство постоянной психической слабости (обычные события вызывают усталость).

б). Мнительность, тревожность, повышенная ранимость (мимозоподобность).

в). Комплекс неполноценности, компенсаторная грубость.

При декомпенсации эти симптомы усиливаются м.б. суициды.

2). Конформные психопаты (зависимые, пассивные) – идут на поводу чужого мнения.

3). Шизоидная психопатия: 2 вида:

а). Сенситивные шизоиды – отгороженность от окружающих, экстравагантное поведение.

б). Экспансивные шизоиды – разговорчивые, но непонятные для других.

4). Психастеническая психопатия (ананкастность): характерно:

а). Тревожная мнительность.

б). Потеря чувства реальности – появляется деперсонализация или дереализация. Больные ярче переживают книги или фильмы, чем реальную жизнь.

в). Перфекционизм – стремление выполнить и нужные действия, и ненужные.

г). Крайняя нерешительность.

д). Наличие болезненного мудствования, самокопание.

е). Обсессии и компульсии.

5). Истероидные психопатии (гистрионическое расстройство):

Характерна демонстративность, рисовка. Эмоции – бурные, симпатии быстро сменяются антипатией. Высокий стиль речи, слабость воли (но внушаемость – только со стороны любимых людей), гипербулия.

Вместо трезвых суждений – богатые фантазии (мифомании) 2-х видов:

а). Псевдологи – врут окружающим в отношении себя.

б). Псевдо фантасты – обманывают себя в отношении окружающих (строят «воздушные замки»):

- тип Мюнхгаузена – хотят вызвать интерес,

- тип Хлестакова – примитивное вранье,

- тип Манилова – живут в мире фантазий.

6). Эмоционально-лабильные психопатии («люди минуты») – настроение меняет под влиянием незначительных внешних воздействий.

7). Неустойчивые психопатии (безвольный, диссоциативный тип) – к ним «прилипает» все антисоциальное.

8). Аффективно-взрывчатые (импульсивные) – легко возникают физиологические аффекты, но могут и патологические.

9). Эпилептоидные психопатии – повышенная возбудимость, слащавость, это – борцы за справедливость.

10). Гипертимные психопатии (прирожденные оптимисты) – смотрят на мир сквозь розовые очки.

11). Дистимные психопаты – люди с постоянно пониженным фоном настроения, тугодумы.

12). Паранойяльные психопаты – упрямые, ригидные, склонны к односторонним суждениям, считают, что все к ним придираются. Может привести к паранойяльному синдрому.

13). Ипохондрическая психопатия - мнительность в отношении своего здоровья. Если заболевают – то развиваются сверхценные, а затем бредовые идеи ипохондрического характера.

14). Перверзные психопатии (сексуальные «извращенцы»)– на первом месте – парафилии.

15). Смешанная психопатия - встречается чаще, чем чистые варианты.

Лечение психопатий:

1. 2/3 психопатов с возрастом компенсируются. Обычно это совпадает с появлением какого-либо увлечения. Поэтому на первом месте в лечении – нормализовать социальные факторы.

2. Психотерапия – разъяснить, научить контролировать себя.

3. Нейролептии – неолептил, сонапакс.

В стадии декомпенсации – лечить как при неврозах.

Неврозы

- это пограничные нервно-психические расстройства, отличающиеся неглубоким (невротическим) уровнем патологии, доминированием эмоциональных, соматовегетативных расстройств, и обычно критическим отношением к своей болезни.

Для развития неврозов необходимо:

1). Воздейтсвие психотравмы

2). Наличие преморбидных особенностей личности.

В развитии неврозов всегда «звучит» психотравма. Ей могут быть семейно-бытовые факторы, производственные (перегрузки, угроза увольнения), испуг, ятрогении.

Классификация неврозов:

1). Неврастения

2). Неврозы навязчивых состояний.

3). Истерия.

Также по ведущему синдрому выделяют: ипохондрический, депрессивный, невроз страха, системные неврозы (=вегетоневрозы, например невроз сердца).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: