Истинные направления
Рис. 3.5. Румбовая система счета направлений
Румбы в градусной мере
(т. 41 «МТ-75», т. 5.13 «МТ-2000»)
Таблица
NE четверть | SE четверть | ||||
№ румба | Обозначение румба | Число градусов | № румба | Обозначение румба | Число градусов |
N | 0,00° | E | 90,00° | ||
NtE | 11,25° | EtS | 101,25° | ||
NNE | 22,50° | ESE | 112,50° | ||
NEtN | 33,75° | SEtE | 123,75° | ||
NE | 45,00° | SE | 135,00° | ||
NEtE | 56,25° | SEtS | 146,25° | ||
ENE | 67,50° | SSE | 157,50° | ||
EtN | 78,75° | StE | 168,75° | ||
E | 90,00° | S | 180,00° | ||
SW четверть | NW четверть | ||||
S | 180,00° | W | 270,00° | ||
StW | 191,25° | WtN | 281,25° | ||
SSW | 202,50° | WNW | 292,50° | ||
SWtS | 213,75° | NWtW | 303,75° | ||
SW | 225,00° | NW | 315,00° | ||
SWtW | 236,25° | NWtN | 326,25° | ||
WSW | 247,50° | NNW | 337,50° | ||
WtS | 258,75° | NtW | 348,75° | ||
W | 270,00° | N | 360,00° |
Главные румбы: N (0°), E (90°), S (180°), W (270°).
Четвертные румбы: NЕ (45°), SE (135°), SW (225°), NW (315°).
Вторые румбы: N NЕ (22,5°), S SE (157,5°), S SW (202,5°), N NW (337,5°).
Шестые румбы: E NЕ (67,5°), E SE (112,5°), W SW (247,5°), W NW (292,5°).
Нечетные румбы: | NtE (111/4°), NEtE (561/4°) и т.д. Подробно см. табл. 41 «МТ-75» с. 311 или табл. 5.13 «МТ-2000» с. 435 (табл.2.1). |
Для обеспечения навигационной безопасности плавания судна в море необходимо уметь определять направление его движения относительно заданного пути, а также направления на навигационные опасности и видимые с судна ориентиры.
|
|
Если учитывать движение судна только под действием движителей, то направление его перемещения по водной поверхности совпадает с направлением его диаметральной плоскости, поэтому положения судна принято фиксировать углом, который составляет его диаметральная плоскость с плоскостью истинного меридиана.
Направления, определяемые относительно истинного меридиана и называются истинными направлениями.
Диаметральная плоскость судна (ДП) – условная вертикальная плоскость, делящая судно в продольном направлении на две равные части.
Диаметральная плоскость судна, плоскости меридианов и вертикалов, пересекаясь с плоскостью истинного горизонта, образуют прямые линии. Поэтому истинный курс, истинный пеленг, курсовой угол в плоскости истинного горизонта представляются плоскими углами.
Прямая линия, совпадающая с направлением диаметральной плоскости судна, называется линией курса, а совпадающая с направлением на ориентир – линией пеленга.