Политические идеи в период античности.
План
Тема 2. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Темы докладов и рефератов
Литература (дополнительная)
Литература (основная)
Зеркин, Д.П. Основы политологии: курс лекций / Д.П. Зеркин. – Ростов н/Д, 1999. – Введение.
Мухаев, Р.Т. Политология: учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. – М., 2000. – Тема 4.
Пугачев, В.П. Введение в политологию: учеб. для студентов вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 2-е изд. – М., 2001. – Гл. 2.
Прокопов, М.В. Политология: курс лекций / М.В. Прокопов. – М., 2002. –
Гл. 1, 2; Соловьев А.И. Политология: Политическая теория. Политические технологии: учеб. для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М., 2001. – Гл. 1, 2.
Шилов, В.Н. Политология: конспект лекций / В.Н. Шилов, В.Ф. Чуркин. – Белгород, 2002. – Тема 1.
Шилов, В.Н. Политология: конспект лекций / В.Н. Шилов. – https:// sdo. bsu. edu. ru/ Resource/ – Тема 1.
Артемов, Г.Л. Политическая социология / Г.Л. Артемов. – М., 2002.
Баталов, Э.Я. Восхождение к политической науке / Э.Я. Баталов // Общественные науки и современность. – 2005. – № 3.
|
|
Колосов, В.А. Геополитика и политическая география: учеб. для вузов / В.А. Колосов, Н.С. Мироненко. – М., 2001.
Политология: курс лекций / под ред. А.А. Радугина. – М., 1999.
Политология. Энциклопедический словарь. – М., 1993.
Пляйс, Я.А. О генезисе, предмете и современном состоянии политической науки в России / Я.А. Пляйс // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. – 2005. – № 1.
Соловьев, А.И. Мозаичная парадигматика российской политологии. / А.И. Соловьев // Политические исследования. – 1998. – № 4.
1. Политическая социология как наука.
2. Политическая география как наука.
3. Основные парадигмы отечественной политологии.
2. Политическая мысль Средневековья.
3. Политические концепции ХV – ХIX вв.
4. Становление политологии как самостоятельной науки.
5. Современные политологические школы.
6. История развития политических идей в России.
Статус самостоятельной науки политология получила решением ЮНЕСКО в 1948 г. Сам термин «политическая наука» появился в середине ХIХ века. Но это не значит, что до середины ХIХ века не было никаких политических теорий.
Первые представления о политике возникли за несколько тысячелетий до нашей эры, когда в позднем первобытном обществе возникла политическая власть, а затем появились и древние цивилизации с сильным государственным аппаратом. Знания о политике постоянно изменялись:
а) изменялась сама политика как особый феномен;
б) менялись запросы к науке со стороны политической жизни;
в) постепенное накопление знаний о политике приводило к их качественному росту.
|
|
Политическая мысль древности носила религиозно-мифологический характер. Сами правители виделись как нечто сверхъестественное. Фараон в Древнем Египте, император в Древнем Китае считались сынами божества.
Научные представления о политике появились в эпоху античности. С этим временем связаны попытки описания происхождения и функционирования политической власти без ссылок на потусторонние силы.
Так, Сократ (468-399 гг. до н.э.)в описании политики использовал уже теоретические обобщения, свойственные науке. Он пришёл к выводу, что в основе политической жизни лежит закон. Сократ полагал, что если в обществе власть основана на воле народа и закона, то это царство, если на произволе правителя – тирания. Власть богатства он называл плутократией. Сократ полагал, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. нравственным, справедливым и опытным в искусстве управления гражданам; исходя из этого, он подвергал суровой критике недостатки современной ему афинской демократии.
Платон (427-347 гг. до н.э.)был учеником и последователем Сократа. По существу, все взгляды Сократа дошли до нас в изложении Платона. Среди многочисленных его трудов своей направленностью на анализ политической жизни отличаются такие его работы, как «Государство», «Политик», «Законы». Платон дает уже более детальную по сравнению с Сократом классификацию форм государственного правления. Так, он выделяет правильные формы – монархию и аристократию и искаженные – тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих богатых), демократию, тиранию. Платон создал модель идеального государства, где правящим сословием, по его мнению, должны быть философы. В этом государстве все частные интересы должны быть подчинены задаче целого. В своей теории Платон отстаивал приоритет блага государства над благом отдельного индивида.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)часто именуется отцом политической науки. Среди других наук он считал ее самой главной, ибо в человеке он видел «политическое животное», задачей которого является участие в делах общества.
В отличие от Платона Аристотель не создавал идеальных моделей государства, а занимался анализом существующих форм правления. Так, он рассмотрел конституции 158 полисов-государств и дал детальную типологию форм правления. Среди них он вслед за Платоном выделял правильные и неправильные формы правления.
К правильным формам правления он отнес монархию (правление одного в интересах общего блага), аристократию (правление немногих лучших ради блага всех), политию (правление лучшего большинства – лучших представителей бедных и богатых – ради общего блага).
К неправильным – тиранию, олигархию (правление немногих богатых в собственных интересах), демократию (неограниченное правление неимущего большинства в своих интересах). Здесь демократия у него отождествляется по существу с охлократией (властью толпы). Наилучшей формой правления он считал политию.
Среди древнеримских мыслителей, оказавших наиболее сильное влияние на развитие политической науки, следует назвать Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.). Он во многом обобщил и развил положения своих древнегреческих предшественников (идея общего блага, торжества закона, типология форм правления – он высказывается за смешанную форму, за гуманную и нравственную политику). По сравнению со своими предшественниками он сделал шаг вперед: его работы носят более четко выраженный политологический характер.