Ценностная направленность лекционного выступления
Кроме проигрывания на лекции той или иной роли, как психолог, вы должны показать слушателям, что придерживаетесь определенных нравственно-этических ценностей в работе и жизни. Аудитория должна получить представление о том, какой вы человек, за что боретесь и чего хотите достичь в своей работе вообще и в общении со слушателями в частности.
Дадим описание основных ценностей, которые лектор психолог может транслировать в своем выступлении:
*идея всепобеждающего оптимизма (какие бы ни случались трудности в учебном или воспитательном процессе, результат воздействий будет успешным, если очень стараться что-то сделать и действовать в соответствии с психологическими рекомендациями);
*идея доверия ребенку, подростку, старшекласснику (в общении с детьми всегда нужно идти от позитива, стремиться конструктивно разрешать конфликты или балансировать в хронической проблемной ситуации, вытягивая ее на позитив);
|
|
*идея рационального взвешивания (можно прилагать много сил в воспитании своего ребенка, но в жизни существуют различные объективные факторы, которые могут в определенной степени снизить эффективность воспитательных мер);
? какие ценности вы как психолог готовы отстаивать в своей лекции
Каждый лектор знает, что первые фразы имеют внушающее воздействие на слушателей. Первое рассуждение, которое вы произносите в начале лекции, зависит от нескольких причин: аудитории и темы вашего выступления; выбранной вами роли и ценностной направленности лекции; вашего состояния в данный момент; ваших индивидуальных особенностей и склонностей (любите ли вы философствовать, шутить или держите строгую дистанцию со слушателями). Важно, чтобы ваши первые фразы и слова были не шаблонными, а личными, присущими только вашей индивидуальности, вашему «я». И в то же время вы должны предстать перед слушателями таким человеком, который готов открыто и доверительно говорить с ними, как будто является их давним хорошим знакомым.
Вы выступаете перед учителями
«Добрый день! Сегодня мы будем обсуждать с вами сложную проблему…»
«Здравствуйте! Перед учителями психологу выступать одновременно и легко и сложно. Легко потому, что перед нами стоят общие цели – воспитание и обучение учащихся. А сложно потому, что в таком непродолжительном выступлении нам необходимо найти общий язык, объединиться в решении общих проблем».
Вы выступаете перед родителями
«Дорогие родители! Поговорим о наших детях! Я постараюсь, чтобы лекция была для вас интересной и полезной»
Вы выступаете перед старшеклассниками
|
|
«Как я рада, что вы пришли на мою лекцию. По-видимому, вас интересуют психологические проблемы».
«Дорогие друзья! Мне приятно всех вас видеть сегодня на своей лекции. Тема сегодняшней лекции будет для вас интересна».
Вы выступаете перед подростками
«Ребята! Рада вас видеть! Я по профессии психолог. И сегодня мы будем говорить о психологии».
Вы выступаете перед младшими школьниками»
«Ребята, здравствуйте! Я не учительница и не буду вас учить и ставить отметки. Я психолог, и сегодня мы будем играть в интересные психологические игры!»
Таким образом, читать лекции по психологии в школе не совсем просто. Необходимо учитывать многие факторы:
ориентироваться на аудиторию, стараться, чтобы лекционный материал был интересен слушателям и соответствовал их потребностям и ожиданиям;
необходимо также читать лекцию «по-психологически» - открыто, уверенно, умело и к месту рассказывать о самом себе.
Помните, что практически любую аудиторию интересуете, прежде всего, вы как человек, психолог. Если люди почувствуют доверие к вам как человеку и профессионалу, они примут те знания и ту информацию, которые вы даете им на лекции.