Можно выделить ряд допускаемых психологом-лектором типичных ошибок, препятствующих контакту с аудиторией. Многие ошибки связаны с тем, что психологи переносят манеру чтения лекции из научной или студенческой сфер в практическую.
3.1.Частое употребление сложной психологической терминологии
Значительно усложняет понимание слушателями текста лекции. Они получают впечатление, что в психологии все сложно и непонятно, начинают сомневаться, нужна ли психология в школе.
Многие из слушателей стесняются спросить о значении специальной терминологии. Поэтому психолог должен уметь пересказать психологические идеи простым, понятным языком. Стараться приводить примеры, взятые в основном из их профессиональной деятельности или личного опыта.
3.2.Демонстрация манеры ученого -психолога
В научной аудитории принято, чтобы выступающий докладчик говорил в слегка отстраненной, суховатой манере. Но если так читать школьную лекцию, тогда такая манера выступающего будет воспринята слушателями скорее негативно. Они будут чувствовать дистанцию и оценивать лектора именно как ученого, а не своего сотрудника, способного понять их проблемы. Поэтому следует держаться предельно естественно, в манере друга-лектора.
3.3.Демонстрация психологического высокомерия
Многие психологи склонны в своем поведении и общении с работниками из других профессиональных сфер демонстрировать некоторый психологический апломб, высокомерие. Важно помнить, что психология – сложная наука, поэтому не стоит ожидать от своих слушателей быстрого включения в психологическую проблематику. Некоторым людям психология может быть совсем не нужна, и это нормально. Ваша задача на лекции – относиться к таким слушателям с обычным человеческим уважением.
3.4.Демонстрация менторской (нравоучительной) позиции
Данная ошибка характерна главным образом для молодых специалистов. Особенно неэффективно подобное поведение в аудитории, состоящей из людей, по возрасту старше лектора. У таких слушателей возникает снисходительность к лектору, недоверие или даже ирония.
3.5.Чтение лекции в описательной манере
(Например, психолог подробно рассказывает о том, что такое эмоциональный мир ребенка, какие условия влияют на его формирование. Однако, ни слова о том, как можно успокоить ребенка, или как самому взрослому овладеть собой в сложной ситуации).
Современная аудитория в школе ждет не просто популярных рассказов о психологии, она ждет конкретных программ психологических воздействий на ученика и взрослого, которые будут органично встраиваться в структуру профессиональной деятельности учителя.
3.6.Неэффективная организация лекционного материала
Довольно часто психолог приходит на лекцию с большим количеством листов, исписанных мелким почерком. И тогда он в буквальном смысле читает лекцию, зачитывая вслух одну страницу за другой от начала и до конца.
Разумеется, такая манера чтения психологической лекции абсолютно неэффективна. В таком случае слушатели чувствуют себя скорее присутствующими на официальном докладе. Результат: слушатели откровенно скучают и поглядывают на часы.
Готовясь к лекции, не обязательно записывать текст в виде развернутых предложений. Можно составить краткий план основных вопросов и тезисно изложить их содержание на небольших пронумерованных карточках. Могут быть выделены важные моменты, конкретные примеры. Необходимо научится свободно говорить с аудиторией, лишь изредка заглядывая в карточку.
Перед аудиторией желательно стоять. Необходимо стремиться держать с ней постоянный психологический контакт: задавать наводящие вопросы, выслушивать мнения. Заканчивать лекцию необходимо конструктивно по содержанию (формулировать выводы или рекомендации) и положительно по эмоциональному настрою.