Лекционно-семинарская система обучения

Многообразие организационных форм учебного процесса - отличительная черта обучения студентов в педагогическом учи­лище. Широкое распространение получили два варианта органи­зации обучения. При первом варианте лекция и семинар исполь­зуются в рамках обычной организации обучения, когда ведущей формой учебного процесса, служит урок. Поэтому для сообщения новых знаний могут быть использованы и лекции и уроки. Пре­подаватель имеет право выбора организационной формы, ориен­тируясь на особенности и принципы отбора учебного материала для той или иной формы.

Второй вариант использования лекций и семинаров предпо­лагает применение лекционно-семинарской системы, типичной в полном ее виде для высшей школы. Лекционно-семинарская сис­тема обучения дает возможность повысить уровень преподава­ния, активизировать познавательную деятельность студентов, привить им навыки самостоятельной работы. Чаще всего эта сис­тема применяется на старших курсах обучения, а также в работе со студентами, обучающимися на базе средней школы.

В зависимости от имеющейся материально-технической ба­зы, вместительности аудиторий чтение лекций опускается до по­токов, включающих в себя не менее двух учебных групп, и от­дельно для каждой учебной группы.

Семинарские занятия по содержанию максимально согласо­вывают с лекционным курсом, при этом они не должны ни опе­режать, ни отставать от лекций. Планы семинаров составляют на весь семестр. Каждый план сообщают студентам в начале изуче­ния темы, чтобы у них было достаточно времени для подготовки. С целью оказания помощи в подготовке к семинарам в учебных кабинетах или в библиотеке оформляют стенды-выставки реко­мендуемой литературы. Возможна организация дежурства препо­давателей для проведения групповых и индивидуальных кон­сультаций, ответов на вопросы, которые возникают во время са­мостоятельной подготовки.

Для обобщения и систематизации знаний и умений студентов целесообразно в систему лекций и семинаров включать итогово-обобщающие уроки по отдельным разделам программы, а также по сквозным проблемам курса. На эти уроки отбирают учебный материал, касающийся самых важных вопросов, основных целей, связей, центральных понятий, правил и закономерностей. Боль­шое внимание уделяют сложному учебному материалу, который недостаточно глубоко и прочно усваивается студентами.

Такое обобщающее повторение при лекционно-семинарской системе преподавания делает учебный процесс более целена­правленным и эффективным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: