Тема 13. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ
ПЛАН:
1.Преподавание психологии в высших учебных заведениях
2.Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии
3.Стиль педагогического общения преподавателя и студентов
Преподавание психологии в вузах осуществляется специалистами, которые имеют базовое психологическое образование и дипломированными специалистами, которые имеют ученую степень кандидата или доктора психологических наук, а также практическими психологами, имеющими высшую профессиональную квалификацию.
Подготовка преподавателей психологии для высших учебных заведений осуществляется в системе послевузовского профессионального образования. Основными формами повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации являются магистратура, аспирантура и докторантура.
Ученая степень кандидата наук присваивается психологам, подтвердившим свою научно-педагогическую квалификацию в виде успешной сдачи канд. экзаменов по философии, иностранному языку и научной специальности. А также успешно защитившим диссертацию на соискание ученой степени по данной научной специальности. Ученая степень доктора психологических наук является высшей научной квалификацией.
Помимо ученых степеней для оценки уровня квалификации профессиональных психологов в научной и педагогической сфере существует система ученых званий. Ученое звание доцента присваивается лицу, имеющему степень кандидата наук, профессора – доктора наук.
В сфере практической психологии существует система оценки уровня профессиональной квалификации. Она включает в себя вторую, первую и высшую квалификационные категории.
Деятельность преподавателей предполагает выполнение нескольких функций: обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской.
Одной из трудностей начала преподавательской деятельности для молодых преподавателей является переход в роль педагога.
От роли | К роли |
подчиненного | руководителя |
реагирующего | инициатора |
слушателя | говорящего |
ведомого | лидера |
низкой ответственности | высокой ответственности |
члена группы | лидера группы |
мотивируемого | мотиватора |
отвечающего | спрашивающего |
оцениваемого | оценивающего |
учащегося | обучающего |
В принципе, люди разного типа могут быть успешными преподавателями. Каждый человек имеет несколько ролей, которые он исполняет в жизни. Тот, кто берет на себя ответственность обучения других, должен принять роль преподавателя как одну из ролей. Это не требует переделки себя как личности, это требует ответственности, умения ясно выражать свои мысли, естественно, хорошего знания своего предмета. Успех преподавательской деятельности определяется, прежде всего, степенью профессиональной подготовленности и самообразования преподавателя. По мере накопления опыта формируются оптимальные приемы работы, приходит мастерство, позволяющее быстро адаптироваться к любой студенческой аудитории, возникает легкость в работе. Выделяют следующие этапы формирования и повышения эффективности профессиональной деятельности:
Этап адаптации преподавателя к своей профессии: первичное усвоение преподавателем норм, менталитетов. необходимых приемов, техник, технологий.
Этап самоактуализации преподавателя в профессии: осознание преподавателем своих возможностей выполнения профессиональных норм, своих индивидуальных особенностей, саморазвитие себя средствами профессии, целенаправленное и сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, утверждение индивидуального стиля.
Этап свободного владения преподавателем профессией на уровне мастерства, гармонизации преподавателя с профессией: усвоение высоких стандартов, повторение на хорошем уровне кем-то ранее подготовленных (например, в институтах повышения квалификации) разработок, образцов, методических разработок. Мастерство включает в себя также те усовершенствования, которые осуществляет преподаватель, желая сделать необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал.
Этап свободного владения преподавателем профессией на уровне творчества: обогащение преподавателем опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских находок, усовершенствования в собственном труде.