Агентирование специализированных судов.
К специализированным транспортно-технологическим системам (ТТС), используемым в линейном судоходстве, относятся контейнерная и ролкерная.
Главной отличительной их особенностью является высокая производительность.
В связи с этим повышаются требования к оперативности работы агента: он должен выполнить весь комплекс работ по обслуживанию судна в очень сжатые сроки.
В ТТС входят:
─ специализированные суда;
─ портовые перегрузочные комплексы;
─ средства укрупнения грузов.
Большинство контейнеров доставляется от «двери» отправителя до «двери» получателя по двум вариантам:
1. средствами самого грузовладельца:
a. агент должен предоставить порожний контейнер грузоотправителю;
b. проконтролировать срок его использования;
c. организовать приемку освободившегося контейнера;
d. проверить его техническое состояние.
2. средствами перевозчика:
a. агент информирует клиентуру о правилах загрузки контейнеров;
b. не допускает как недоиспользования контейнеров, так и превышения его технической грузоподъемности;
|
|
c. агент должен арендовать необходимые транспортные средства или заключить договор с наземной транспортной организацией;
d. обеспечить доставку контейнеров на склад клиентуры и их возврат в кратчайшие сроки.
На судах типа Ро-Ро агент должен обеспечить беспрепятственную и немедленную отправку трейлеров в глубь страны, для чего ему необходимо иметь запас колес, тормозной жидкости, шлангов, габаритных огней и другого оборудования. а также содержать авторемонтную мастерскую для оперативного ремонта автотрейлеров и приведение их в состояние, удовлетворяющее местным правилам движения по автодорогам.
Агент должен иметь запас необходимых приспособлений лдя загрузки трейлера, крепления на нем груза и крепления самого ролл-трейлера на борту судна.
Все многочисленные расходы судна в данном порту в той или иной форме оплачиваются агентом и оформляются дисбурсментским счетом.
Дисбурсментский счет имеет дебетовую и кредитовую часть: в первую агент включает все расходы по обработке и обслуживанию судна, во вторую ─ поступления в пользу судовладельца (скидки с тарифных ставок, фрахт, демередж, оплата грузовладельцем работ, выполненных силами экипажа, возврат капитаном наличных агенту и т.д.).
Агент включает в дисбурсментский счет причитающееся ему агентское вознаграждение. К нему прикладываются все необходимые оправдательные документы (так называемые ваучеры): оригиналы счетов фирм, выполнявших конкретные работы и услуги, квитанция на оплату портовых сборов, заявки и расписки капитана, акты учета стояночного времени, таймшит и т.д.
|
|
Проверка дисбурсментских счетов осуществляется по следующим аспектам:
1. проверка по формальным признакам:
a. правильность оформления;
b. наличие всех необходимых реквизитов и ваучеров;
c. паспортные характеристики судна;
d. подпись капитана на всех ваучерах;
e. соответствие реквизитов ваучеров заявкам капитана.
По фактам небрежного оформления ваучеров агенту высылается рекламационное письмо и даются необходимые разъяснения капитану.
2. проверка по существу предъявляемых расходов: соответствие предъявленных расходов условиям перевозок, оговоренных в коносаментах, чартерах и перевозочных тарифах.
На основе этих документов определяется, за чей счет оплачиваются стивидорные работы, сепарация, затарка и растарка контейнеров, крепление груза. При этом необходимо учитывать местные правила и обычаи.
3. проверка правильности применения тарифов: контроль предоставления судну всех скидок и льгот как по оплате судовых сборов, так и по портовым услугам.
Портовые агенты обязаны направлять принципалу официальные документы о всех изменениях указанных тарифов и правил.
Особенно тщательно проверяются услуги, оказанные в сверхурочное время.
4. завершающим этапом является арифметическая проверка сводного дисбурсментского счета.
Ассоциации и федерации агентов.
Ассоциация ─ некоммерческое объединение, созданное с целью выработки общих правил агентирования, разработки стандартных документов, представительства и защиты агентских компаний в правительственных кругах.
FONASBA ─ «Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов». Основана в 1969 году, место расположения ─ Лондон. Каждая страна может быть представлена в федерации только одним членом. В ней работают пять постоянных комитетов: исполнительный, линейный, трамповый, фрахтовый и документальный комитет по вопросам членства.
MANW (Multiport Agencies Net work) ─ «Малтипорт» или «Международная ассоциация судовых агентов». Основана в 1978 году в Роттердаме. Право на членство в этой организации имеют только независимые агентские компании по одному члену от каждого государства, большее число членов может быть только от США и Канады.
P&O Club (International Shipbrokers and Agents P and O Club Limited) ─ клуб страхования ответственности морских агентов. Основан в 1970 году в Лондоне. Клуб действует на принципах взаимного страхования его членов ─ агентских и брокерских компаний и обеспечивает защиту их интересов, правую помощь и возмещение убытков членов клуба, возникших в результате оплаты или претензий.
FIATA ─ «Федерация международных ассоциаций транспортных агентств». Основана в 1926 году.