1.Понятие и сущность производства по дклам из ППО
2.Круг дел, возникающих из ППО, общее правило их рассмотрения
3.Производство по делам о признании недействующими НПА
4.Производство по делам об оспаривании не НПА
5.Производство по делам об участии в референдуме
6.Дела о реадмиссии
7.Дела об административном надзоре
1.Понятие и сущность производства по делам из ППО
Ст 46 КРФ.
Существование в гражданском процессе данного вида производства отражает необходимость осуществления судебного контроля за действиями и решениями органов исполнительной и законодательной власти
По правилам АПК рассматриваются дела административного и гражданского судопроизводства. В том числе дела об оспаривании НПА, действия, нарушающих законные интересы граждан.
Публичность обусловлена с одной стороны публичным характером материальных правоотношений, которые явл объектом судебного исследования, с другой стороны участием в гр деле специфического субъекта – носителя властных полномочий. В материальных отраслях есть неравенство субъектов, а в процессе действует принцип процессуального равноправия. Равенство достигается путем предоставления дополнительных «льгот» «слабой» стороне процесса, или путем установления специальных правил, дополнительно гарантирующих интересы слабой стороны.
|
|
В науке существует дискуссия в отношении выделения данной категории дел в качестве самостоятельного вида гр судопроизводства и о правовой природе данного вида судопроизводства.
По мнению некоторых процессуалистов обособление данных категорий дел в отдельное производство вызвано:
Неравным положением субъектов в материальных ППО
Особой специфической функцией суда, которая заключается не в разрешении спора о праве, как в исковом производстве, а в осуществлении судебного контроля за законностью НПА и не НПА гос органов, ОМС, ДЛ по отношению к организациям и гражданам.
Нельзя говорить, что правоотношения носят бесспорный характер, а правильно говорить о двойственной функции суда (разрешает правовой конфликт и осуществляет контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти).
Согласно другой точке зрения, теоретики не придают значения контрольным полномочиям суда, они говорят, что суд тоже разрешает спор о праве, но не гражданском, а административном. (Клейман, Ювельсон, Боннер – предлагают ввести понятие административного или публичного иска, где бы подчеркивалась и спорность и они говорят что нет оснований для выделения самостоятельного вида производства, а можно говорить лишь о некоторых особенностях рассмотрения отдельных категорий дел по сравнению с общим админ порядком).
|
|
ГПК 1964 года закреплял другую формулировку не ППО, а административно правовоые отношения. Щас более широкий термин короче.
Настоящий ГПК изменил формулировку с «гос органы» на «органы гос власти».
Перечень не исчерпывающий. ГПК перечисляет 5 категорий дел.
Правовая регламентация: подраздел 3 ГПК (гл 23 – общие особенности рассмотрения дел из ППО; 24-26.2 – специальные особенности рассмотрения дел из ППО)
Особенности рассмотрения:
· Субъекты:
Заявитель – гражданин или организация, считающая, что нарушены ее права и законные интересы. Заинтересованное лицо – гос органы, ОМС, чей НПА и неНПА оспаривается. В АПК данные субъекты именуются сторонами.
· Процессуальное средство защиты – заявление (админ или публичный иск)
Ст 131, 132 – требования к заявлению.
Д.б. указано, какие НПА и не НПА оспариваются заявителем и в чем состоит нарушение его прав.
В силу специфики ППО не используется ряд процессуальных институтов, как в исковом производстве (нет мирового соглашения, в мировой практике использование примирительных процедур с ППО распространено и используется часто). В АПК предусмотрена возможность заключения мирового соглашения по делам из ППО, но практически не реализуется.
o Невозможно применять правило договорной подсудности
o Нельзя рассматривать дела заочно
o Не предъявляется встречный иск
o Не допускается отказ от иска, признание от иска.
o Можно изменить предмет заявления, возможен полный или частичный отказ от заявленных требований, уточнение заявленных требований
В случае возникновения спора о гражданском праве, то суд должен оставить заявление без движения и разъяснить заявителю право оформить исковое заявление.
В случае, если выяснилось наличие спора о праве после принятия дела к производству, суд оставляет его без рассмотрения (в ГПК не предусмотрено, но на практике используется).
Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Может неограниченно выйти за их пределы.
Суд может признать обязательным явку в суд ДЛ, представителя гос органа и ОМС. В случае неявки лиц, на них будет нложен штраф в размере 1000 р.
· Специфическое распределение обязанности по доказыванию. Обязанность возлагается на «сильную сторону – чей акт обжалуется (ОМС, ДЛ). Для данных субъектов доказывание = обязанность
Повышена активность суда. Суд может по СОБСТВЕННОЙ инициативе истребовать доказательства, при этом ДЛ, не исполнившие требования суда подвергаются штрафу в 1000 р.
· По данной категории дел есть доп основании для отказа в принятии заявления или прекращения производства по делу:
Наличие вступившего в законную силу решения суда, о том же предмете.
Не только лица, уч в деле, но и др лица не могут заявлять те же требования даже по другим основаниям.
· Судебное решение реализуется самими гос органами, ОМС, ДЛ не прибегая к правилам исполнительного производства.
Большая часть обусловлена необходимостью уровнять в процессе субъектов в материальном правоотношении не равных, предоставить равные возможности для их защиты.
Гл 23-24 ГПК. Правила искового производства.
+ Пост пленума ВС 29.11.2007 №48
Непосредственный и опосредованный нормоконтроль.
В случае если при рассмотрении и разрешении конкретного ГД суд установит, что закон, о применении которого просит сторона противоречит вышестоящему НПА, он применяет положение вышестоящего НПА.
Непосредственный нормоконтроль производится в порядке из ППО, когда лица оспаривают законность акта или его части безотносительно к конкретному субъекту права и безотносительно к спору о защите права просят признать акт или его часть недействующими. В данном случае данное дело заведомо затрагивает интересы неопределенного круга лиц и правопорядка в целом. Суд действует как негативный законодатель (признает недействующим акт).
|
|
Объект обжалования – НПА или его часть. Это изданный в установленном порядке акт, управомоченным органом, устанавливающий правовйе нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного крега лиц и рассчитанные на неоднократное применение и действие.
ПРИЗНАКИ НПА:
v изданные в установленном порядке
v Изданы управомоченным лицом
v Содержит правило поведения обязательное
v Акт ниже уровня ФЗ
v Акт должен быть действующим
v Нельзя оспаривать законопроекты
v Нельзя просить изменить и дополнить НПА, принять другой НПА
v Нельзя оспаривать постановления Высшего арб суда
v Нельзя оспаривать части НПА, которые дублирует вышестоящий НПА, оспаривание которого СОЮ не подведомственно.
v Нельзя оспаривать НПА, законность и обоснованность которого уже проверялась судом по заявлению других лиц и по другим основаниям.
v Нельзя оспаривать отмененный НПА
Подведомственность.
См. тему подведомственность.
Подсудность.
Территориальная подсудность определяется местонахождение органа принявшего НПА.
Субъекты: заявитель (граждане, организации, если из права нарушены в НПА).
Заявителем может быть прокурор, ему не надо обосновывать факт нарушения НПАктом прав и законных интересов гражданина.
Заявителем м.б. президент РФ, прав-во РФ,ОМС, в случае если актом нарушена из компетенция.
В случае обращения данных лиц складывается ситуация когда и заявителем и заинтересованным лицом является ППО, между тем гражданское судопроизводство имеет целью защиту ЧАСТНОГО интереса. Поэтому в теории высказываются позиции что данные конфликты должны рассматриваться не в рамках ГСП. Предполагается отдать эти вопросы к ведению конституционных уставных судов субъектов.
В качестве заинтересованных лиц привлекается Орган чей акт оспаривается, м.б. привлечено высшее ДЛ субъекта, глава мун образования, которые подписали и обнародовали акт, принятый представительным органом.
|
|
Привлекается прокурор с целью дачи заключения, но если прокурор обращается с заявлением, то заключения он не дает.
Особенности возбуждения
131 – содержание заявления.
Сам факт нарушения прав предметом рассмотрения не является, на удовлетворение или неудовл заявления не влияет, но служит условием для принятия заявления к производству.
Подача заявления не приостанавливает действие НПА.
Предусмотрены основания для отказа принятия заявления
v 134 ст ГПК
v Обжалуется проект НПА
v Обжалуется недействующий НПА
v Имеется решение об оспаривании этого же НПА
v Оспаривается часть НПА, дублирующая другой НПА, оспаривание которого СОЮ не подведомственно. (суд возвращает заявление)
По данной категории не предусметрено обязательное досудебное урегулирование спора.
Если оспариваетмя мун прав акт суд истребует и приобщает текст уства Мун образования, конституцию субъекта при необходимости, истребуются и приобщаются акты, определяющие полномочия законодательных органов, ДЛ, а также акты, регулирующие порядок принятия ими НПА. Судья не может по данной категории дел применять меры обеспечения заявленных требований и мер по обеспечению исполнения судебного решения.
Особенности рассмотрения заявления