ТЕМА: Производство, возникающее из публичных правоотношений

1.Понятие и сущность производства по дклам из ППО

2.Круг дел, возникающих из ППО, общее правило их рассмотрения

3.Производство по делам о признании недействующими НПА

4.Производство по делам об оспаривании не НПА

5.Производство по делам об участии в референдуме

6.Дела о реадмиссии

7.Дела об административном надзоре

1.Понятие и сущность производства по делам из ППО

Ст 46 КРФ.

Существование в гражданском процессе данного вида производства отражает необходимость осуществления судебного контроля за действиями и решениями органов исполнительной и законодательной власти

По правилам АПК рассматриваются дела административного и гражданского судопроизводства. В том числе дела об оспаривании НПА, действия, нарушающих законные интересы граждан.

Публичность обусловлена с одной стороны публичным характером материальных правоотношений, которые явл объектом судебного исследования, с другой стороны участием в гр деле специфического субъекта – носителя властных полномочий. В материальных отраслях есть неравенство субъектов, а в процессе действует принцип процессуального равноправия. Равенство достигается путем предоставления дополнительных «льгот» «слабой» стороне процесса, или путем установления специальных правил, дополнительно гарантирующих интересы слабой стороны.

В науке существует дискуссия в отношении выделения данной категории дел в качестве самостоятельного вида гр судопроизводства и о правовой природе данного вида судопроизводства.

По мнению некоторых процессуалистов обособление данных категорий дел в отдельное производство вызвано:

Неравным положением субъектов в материальных ППО

Особой специфической функцией суда, которая заключается не в разрешении спора о праве, как в исковом производстве, а в осуществлении судебного контроля за законностью НПА и не НПА гос органов, ОМС, ДЛ по отношению к организациям и гражданам.

Нельзя говорить, что правоотношения носят бесспорный характер, а правильно говорить о двойственной функции суда (разрешает правовой конфликт и осуществляет контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти).

Согласно другой точке зрения, теоретики не придают значения контрольным полномочиям суда, они говорят, что суд тоже разрешает спор о праве, но не гражданском, а административном. (Клейман, Ювельсон, Боннер – предлагают ввести понятие административного или публичного иска, где бы подчеркивалась и спорность и они говорят что нет оснований для выделения самостоятельного вида производства, а можно говорить лишь о некоторых особенностях рассмотрения отдельных категорий дел по сравнению с общим админ порядком).

ГПК 1964 года закреплял другую формулировку не ППО, а административно правовоые отношения. Щас более широкий термин короче.

Настоящий ГПК изменил формулировку с «гос органы» на «органы гос власти».

Перечень не исчерпывающий. ГПК перечисляет 5 категорий дел.

Правовая регламентация: подраздел 3 ГПК (гл 23 – общие особенности рассмотрения дел из ППО; 24-26.2 – специальные особенности рассмотрения дел из ППО)

Особенности рассмотрения:

· Субъекты:

Заявитель – гражданин или организация, считающая, что нарушены ее права и законные интересы. Заинтересованное лицо – гос органы, ОМС, чей НПА и неНПА оспаривается. В АПК данные субъекты именуются сторонами.

· Процессуальное средство защиты – заявление (админ или публичный иск)

Ст 131, 132 – требования к заявлению.

Д.б. указано, какие НПА и не НПА оспариваются заявителем и в чем состоит нарушение его прав.

В силу специфики ППО не используется ряд процессуальных институтов, как в исковом производстве (нет мирового соглашения, в мировой практике использование примирительных процедур с ППО распространено и используется часто). В АПК предусмотрена возможность заключения мирового соглашения по делам из ППО, но практически не реализуется.

o Невозможно применять правило договорной подсудности

o Нельзя рассматривать дела заочно

o Не предъявляется встречный иск

o Не допускается отказ от иска, признание от иска.

o Можно изменить предмет заявления, возможен полный или частичный отказ от заявленных требований, уточнение заявленных требований

В случае возникновения спора о гражданском праве, то суд должен оставить заявление без движения и разъяснить заявителю право оформить исковое заявление.

В случае, если выяснилось наличие спора о праве после принятия дела к производству, суд оставляет его без рассмотрения (в ГПК не предусмотрено, но на практике используется).

Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Может неограниченно выйти за их пределы.

Суд может признать обязательным явку в суд ДЛ, представителя гос органа и ОМС. В случае неявки лиц, на них будет нложен штраф в размере 1000 р.

· Специфическое распределение обязанности по доказыванию. Обязанность возлагается на «сильную сторону – чей акт обжалуется (ОМС, ДЛ). Для данных субъектов доказывание = обязанность

Повышена активность суда. Суд может по СОБСТВЕННОЙ инициативе истребовать доказательства, при этом ДЛ, не исполнившие требования суда подвергаются штрафу в 1000 р.

· По данной категории дел есть доп основании для отказа в принятии заявления или прекращения производства по делу:

Наличие вступившего в законную силу решения суда, о том же предмете.

Не только лица, уч в деле, но и др лица не могут заявлять те же требования даже по другим основаниям.

· Судебное решение реализуется самими гос органами, ОМС, ДЛ не прибегая к правилам исполнительного производства.

Большая часть обусловлена необходимостью уровнять в процессе субъектов в материальном правоотношении не равных, предоставить равные возможности для их защиты.

Гл 23-24 ГПК. Правила искового производства.

+ Пост пленума ВС 29.11.2007 №48

Непосредственный и опосредованный нормоконтроль.

В случае если при рассмотрении и разрешении конкретного ГД суд установит, что закон, о применении которого просит сторона противоречит вышестоящему НПА, он применяет положение вышестоящего НПА.

Непосредственный нормоконтроль производится в порядке из ППО, когда лица оспаривают законность акта или его части безотносительно к конкретному субъекту права и безотносительно к спору о защите права просят признать акт или его часть недействующими. В данном случае данное дело заведомо затрагивает интересы неопределенного круга лиц и правопорядка в целом. Суд действует как негативный законодатель (признает недействующим акт).

Объект обжалования – НПА или его часть. Это изданный в установленном порядке акт, управомоченным органом, устанавливающий правовйе нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного крега лиц и рассчитанные на неоднократное применение и действие.

ПРИЗНАКИ НПА:

v изданные в установленном порядке

v Изданы управомоченным лицом

v Содержит правило поведения обязательное

v Акт ниже уровня ФЗ

v Акт должен быть действующим

v Нельзя оспаривать законопроекты

v Нельзя просить изменить и дополнить НПА, принять другой НПА

v Нельзя оспаривать постановления Высшего арб суда

v Нельзя оспаривать части НПА, которые дублирует вышестоящий НПА, оспаривание которого СОЮ не подведомственно.

v Нельзя оспаривать НПА, законность и обоснованность которого уже проверялась судом по заявлению других лиц и по другим основаниям.

v Нельзя оспаривать отмененный НПА

Подведомственность.

См. тему подведомственность.

Подсудность.

Территориальная подсудность определяется местонахождение органа принявшего НПА.

Субъекты: заявитель (граждане, организации, если из права нарушены в НПА).

Заявителем может быть прокурор, ему не надо обосновывать факт нарушения НПАктом прав и законных интересов гражданина.

Заявителем м.б. президент РФ, прав-во РФ,ОМС, в случае если актом нарушена из компетенция.

В случае обращения данных лиц складывается ситуация когда и заявителем и заинтересованным лицом является ППО, между тем гражданское судопроизводство имеет целью защиту ЧАСТНОГО интереса. Поэтому в теории высказываются позиции что данные конфликты должны рассматриваться не в рамках ГСП. Предполагается отдать эти вопросы к ведению конституционных уставных судов субъектов.

В качестве заинтересованных лиц привлекается Орган чей акт оспаривается, м.б. привлечено высшее ДЛ субъекта, глава мун образования, которые подписали и обнародовали акт, принятый представительным органом.

Привлекается прокурор с целью дачи заключения, но если прокурор обращается с заявлением, то заключения он не дает.

Особенности возбуждения

131 – содержание заявления.

Сам факт нарушения прав предметом рассмотрения не является, на удовлетворение или неудовл заявления не влияет, но служит условием для принятия заявления к производству.

Подача заявления не приостанавливает действие НПА.

Предусмотрены основания для отказа принятия заявления

v 134 ст ГПК

v Обжалуется проект НПА

v Обжалуется недействующий НПА

v Имеется решение об оспаривании этого же НПА

v Оспаривается часть НПА, дублирующая другой НПА, оспаривание которого СОЮ не подведомственно. (суд возвращает заявление)

По данной категории не предусметрено обязательное досудебное урегулирование спора.

Если оспариваетмя мун прав акт суд истребует и приобщает текст уства Мун образования, конституцию субъекта при необходимости, истребуются и приобщаются акты, определяющие полномочия законодательных органов, ДЛ, а также акты, регулирующие порядок принятия ими НПА. Судья не может по данной категории дел применять меры обеспечения заявленных требований и мер по обеспечению исполнения судебного решения.

Особенности рассмотрения заявления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: