Социальные основы предпринимательской деятельности

Вступающий в предпринимательскую деятельность не должен ощущать себя человеком, бросающимся в омут. Предприниматель должен обладать ясным умом и действовать обдуманно и со знанием дела. Это значит, что вступая в предпринимательскую деятельность, необходимо иметь ясное представление о своем поприще: какую я собираюсь воплотить идею, какие ставлю перед собой цели, какими путями и способами собираюсь их достичь, какие ожидаю получить результаты, какие задачи предстоит решить на пути к цели, чего не хватает для решения этих задач, на что можно рассчитывать и на кого следует опереться, как нужно выстраивать свое собственное поведение. Короче говоря, вступающему в предпринимательскую деятельность, необходимо четко сформулировать вопросы, касающиеся «своего дела».

Неудачи многих начинающих предпринимателей чаще всего объяснялись отсутствием продуманных ответов на эти вопросы, нередко не понимаемые. Вряд ли можно ожидать успеха от хлопот, начатых человеком, который над этими вопросами не думал. «Идеи? цели? задачи?» - думают иные «горячие головы, - это потом! Сначала мне надо заработать приличную сумму денег!»

Наиболее устойчивыми, династическими фирмами и компаниями оказываются те, которые во главу своих целей и задач ставили интересы дела. В чем же заключается суть своего дела?

Генри Форд-старший, стоявший у истоков массового производства как такового, а тем самым и общества потребителей, свое кредо определил так: «Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы и спекуляции». Отнюдь не будучи бессребренником, он следующим образом сформулировал принцип «разумного эгоизма»: «Алчность есть род близорукости или безумия. Цель моя состояла в том, чтобы производить с минимальною затратою материала и человеческой силы и продавать с минимальной прибылью, причем в отношении суммарной прибыли я полагался на размер сбыта».

А вот что пишет по этому поводу старейший немецкий экономист, почетный доктор Петер Х. Верхан: «Часто утверждают, что важнейшим мотивом предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли. На практике же все выглядит иначе. Конечно, без прибыли обойтись трудно. Но она не является главным и единственным побудительным мотивом предпринимателя. Таковыми следует считать заинтересованный творческий подход, стремление к обладанию прочными позициями на рынке, а также к общественному признанию. Предприниматель действительно стремится к получению прибыли, но для подавляющего большинства предпринимателей важнее другое - сохранение начатого дела. Для этого требуется перспективное мышление, а иногда и отказ от сиюминутной максимизации прибыли».

Крупнейшие бизнесмены разных стран на пике своей предпринимательской карьеры заявляли, что деньги у них не были на первом плане; к успеху они пришли в результате реализации своей идеи, своего дела и что их главным побуждением было удовлетворить выявленную ими потребность многих людей более эффективным и более продуктивным способом, чем было раньше.

История предпринимательской деятельности второй половины XX века знает пять последовательно сменявшихся подходов, или концепций:

1. совершенствования производства,

2. совершенствования товара,

3. интенсификации коммерческих усилий,

4. интенсификации спроса,

5. социально-этичного маркетинга.

Характеристика этих подходов содержится в книге американского специалиста в области предпринимательства Филиппа Котлера «Основы маркетинга». Приверженцы первого подхода утверждали, что главное - насытить рынок потребительскими товарами, а для этого необходимо сосредоточить усилия на совершенствовании техники и технологии производства и расширении его базы. На смену этому подходу пришло утверждение о том, что потребители благосклонны к товарам более высокого качества, и поэтому вся энергия предпринимателей должна быть направлена на постоянное совершенствование выпускаемого товара. Насыщение рынка всевозможными товарами привело к утверждению необходимости интенсификации коммерческих усилий в сфере сбыта и стимулирования потребительского спроса на те или иные виды товаров. Эти сменявшие друг друга подходы объединяет сосредоточенность на интересах продавца, а не покупателя.

Появившийся в конце 70-х годов маркетинговый подход переключил сосредоточенность усилий предпринимателей на нужды покупателя. Концепция маркетинга отражает признание приоритета и суверенитета потребителя: фирмы и компании должны производить то, что необходимо потребителю и получать прибыль от удовлетворения его нужд.

Многие фирмы, длительное время ориентировавшиеся на сбыт, затратили немало усилий для превращения в фирмы, ориентирующиеся на удовлетворение запросов массового потребителя. К ним относятся такие известные корпорации, как «Проктер энд Гэмбл», «ИБН», «Эйвон», «Макдональдс» (США), «Сименс» (Германия), «Сони» (Япония).

Если первоначально фирмы основывали свои рыночные решения главным образом на соображениях извлечения прибыли, а затем стали осознавать стратегическую значимость удовлетворения покупательских потребностей, в результате чего и появилась концепция маркетинга, то ныне при выработке своих решений они начинают думать об интересах общества. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансирования всех трех факторов - прибыли фирм, покупательских потребностей и интересов общества. Зарубежные эксперты, рассматривающие совокупность предпринимательской деятельности как систему маркетинга, считают, что его основная цель заключается в «улучшении качества жизни». В это понятие включается:

1) качество, количество, ассортимент, доступность и умеренная стоимость товаров;

2) качество физической среды;

3) качество культурной среды.

Переход к социально-этичному маркетингу не снизил доходы компаний. Наоборот, благодаря принятию данной концепции, многие из них добились значительного роста продаж и доходов, доверия покупателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: