Постановка коммерческих целей в свете последствий для персонала
Содействие переменам
Вспомогательная функция для других департаментов
Оплата труда определяется в зависимости от внутренних факторов организации
Согласование оплаты и условий труда происходит в ходе коллективных переговоров
Конфликтные ситуации регулируются на уровне топ-менеджера
Персонал рассматривается как издержки, которые необходимо контролировать
Сосредоточение на потребностях и правах персонала
Специальный департамент
Акцент на выполнение процедур
Реактивная, вспомогательная роль
Управление персоналом
В последние 50 лет термин «управление персоналом» использовался для описания функции управления, посвященной найму, развитию, обучению, ротации, обеспечению безопасности и увольнению персонала.
|
|
Управление персоналом — вид деятельности по руководству людьми, направленный на достижение целей фирмы, предприятия путем использования труда, опыта, таланта этих людей с учетом их удовлетворенности трудом.
В современном подходе к определению делается акцент на вкладе персонала, удовлетворенного работой, в достижение корпоративных целей, таких, как лояльность потребителей, экономия издержек и рентабельность. Это обусловлено пересмотром концепции «управления персоналом» в последнем десятилетии ХХ века. На смену противоречивым отношениям между работодателями и наемными работниками, при которых в рабочей обстановке организации доминировала жесткая регламентация процедур взаимодействия с работниками, пришла атмосфера сотрудничества, которая имеет следующие особенности:
-сотрудничество в рамках небольших рабочих групп;
-ориентация на удовлетворение потребителей;
-значительное внимание уделяется целям бизнеса и вовлечению персонала для достижение этих целей;
-расслоение организационных иерархических структур и делегирование ответственности лидерам рабочих групп.
На основании этого можно выделить следующие отличия понятий «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами» (табл. 1):
Управление персоналом:
Управление человеческими ресурсами:
1. Проактивная, инновационная роль
2. Акцент на стратегию
3. Деятельность всего менеджмента
4. Сосредоточение на требованиях к персоналу в свете целей бизнеса
5. Персонал рассматривается как инвестиции, которые необходимо развивать
|
|
6. Конфликты регулируются лидерами рабочих групп
7. Планирование человеческих ресурсов и условий занятости происходит на уровне руководства
8. Устанавливается конкурентная оплата труда и условия занятости для того, чтобы опережать конкурентов
9. Вклад в добавочную стоимость бизнеса
10. Стимулирование перемен
11. Полная приверженность целям бизнеса
12. Гибкий подход к развитию персонала
По смыслу понятие «Человеческие ресурсы» тесно связано и соотносится с такими понятиями, как «кадровый потенциал», «трудовой потенциал», «интеллектуальный потенциал», превосходя по объему каждое из них, взятое в отдельности.