Диагностика нарушенного развития следует проводить с опорой на ряд принципов:
ü Комплексное изучение развития психики ребенка
ü Единство диагностической помощи детям с наруш в развитии
ü Системный подход
ü Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка
ü Качественный анализ
ü Необходимость раннего диагностического изучения ребенка
Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие внутренних причин и механизмов возникновения отклонений; сюда входят врачи и др специалисты; используется клиническое, эксперементальное изучение ребенка, анализ пед документации, соц пед обследование, нейропсихол об-ие;
Системный подход: опирается на строение о системном строении психики и предполагает анализ результатов психич деятельности на каждом из ее этапов; системный анализ – это выявление не толко отдельных нарушение но и установление взаимосвязи между имеющимися нарушения, выстраивается система; важно выявить явления не только негативного характера но и положительные стороны личности, сохранные функции; так ак на них опираются при КР, они основа СКработы;
Динамический подход: прослеживать изменения в процессе развития ребенка и учитывать его возможности; это важно в выборе диагностики и анализе результатов изучени; учт текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований, своевременная реализация в различных видах деят ребенка; учет возрастного фактора при осущ диагностич обучения;
Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка: Выготский и о ЗБР и ЗАР; потенцильные возмоности ребенка в виде ЗБР определяют возможности и темп усвоения новых знаний и новых умений; эти возможности выявляются в процессе сотрудничества Р со взрослым при… способе действий; качественный анализ диагностического изучения ребенка;
Качественный анализ:
ü отношение ребенка к ситуации об-я и задания;
ü способы выполнения заданий
ü способы ориентации в заданиях
ü соответствие действий ребенка условиями заданий, характеру инструментального материала и инструкции
ü продуктивное использование помощи
ü умение выполнять задание по аналогии
ü отношение к результату своей деятельности
ü критичность к оценке своей деятельности
Необходимость раннего диагностического изучения ребенка: выявление и предотвращение вторичного нарушения социального характера; наслоение на первичные нарушения; своевременное включение ребенка в коррекционное обучение;
Единство диагностической коррекционной помощи: задачи могут быть решены только на основе определения прогноза психического развития; и оценке потенциальных возможностей ребенка;