Общение и позиции

Общая характеристика позиций.

Трансационный анализ общения.

В трансакционном анализе Эрика Берна три основные позиции: Ребенка(Дитя), Родителя, Взрослого.

С позиции Ребенка человек смотрит на другого с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, но встречается и у взрослых.

Выделяют две основные разновидности:

1 - послушный ребенок (спокойный характер);

2 - бунтующий ребенок (конфликтный).

Позицию взрослого. Ее обычно стремятся занять при общении с коллегами, предусматривает спокойный тон, выдержку, ответственность за свои поступки, равноправие в общении, сообщаются факты.

С позиции Родителя. В позиции этой выделяют две разновидности:

1) «карающий Родитель» – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;

2) «опекающий Родитель» – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, но могут понять и два Ребенка.

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый переведет Родителя в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка то же динамично: либо Взрослый сумеет Ребенка перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя.

Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный («бунтующий Ребенок»).

Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения, маскирует истинный психологический уровень общения.

Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Сценарий - то, что человек планирует совершить в будущем.

По Э. Берну сценарий предполагает:

1) родительские указания;

2) подходящее личностное развитие;

3) решение в детском возрасте;

4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.

Жизненный путь – это то, что происходит в действительности.

Возможны четыре основных жизненные сценария:

1. «Я» – хороший, «Все ОНИ – хорошие, жизнь – хороша»– сценарий «победителя»;

2. «Я» – плохой, «ОНИ – плохи, жизнь – плоха» – сценарий неудачника;

3. «Я» – хороший, но «ОНИ – плохие, жизнь – плоха» – сценарий «озлобленного пессимиста»,

4. «Я» – плохой, а «ОНИ» – хорошие – сценарий «комплекса неполноценности».

Жизненный сценарий оказывает свое влияние на жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, сфере человеческих отношений.

Жизненные позиции - отношение человека к своей жизни.

Варианты жизненных позиций:

1) идеализация действительности,

2) крушение,

3) вызов всему (неповиновение),

4) уход от дел,

5) осознание,

6) решительность,

7) убежденность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: