Общая характеристика позиций.
Трансационный анализ общения.
В трансакционном анализе Эрика Берна три основные позиции: Ребенка(Дитя), Родителя, Взрослого.
С позиции Ребенка человек смотрит на другого с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, но встречается и у взрослых.
Выделяют две основные разновидности:
1 - послушный ребенок (спокойный характер);
2 - бунтующий ребенок (конфликтный).
Позицию взрослого. Ее обычно стремятся занять при общении с коллегами, предусматривает спокойный тон, выдержку, ответственность за свои поступки, равноправие в общении, сообщаются факты.
С позиции Родителя. В позиции этой выделяют две разновидности:
1) «карающий Родитель» – указывает, приказывает, критикует, карает за непослушание и ошибки;
2) «опекающий Родитель» – советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.
Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, но могут понять и два Ребенка.
Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый переведет Родителя в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.
Общение Взрослого и Ребенка то же динамично: либо Взрослый сумеет Ребенка перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя.
Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок»), так и конфликтный («бунтующий Ребенок»).
Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения, маскирует истинный психологический уровень общения.
Например, общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).
Сценарий - то, что человек планирует совершить в будущем.
По Э. Берну сценарий предполагает:
1) родительские указания;
2) подходящее личностное развитие;
3) решение в детском возрасте;
4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу.
Жизненный путь – это то, что происходит в действительности.
Возможны четыре основных жизненные сценария:
1. «Я» – хороший, «Все ОНИ – хорошие, жизнь – хороша»– сценарий «победителя»;
2. «Я» – плохой, «ОНИ – плохи, жизнь – плоха» – сценарий неудачника;
3. «Я» – хороший, но «ОНИ – плохие, жизнь – плоха» – сценарий «озлобленного пессимиста»,
4. «Я» – плохой, а «ОНИ» – хорошие – сценарий «комплекса неполноценности».
Жизненный сценарий оказывает свое влияние на жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, сфере человеческих отношений.
Жизненные позиции - отношение человека к своей жизни.
Варианты жизненных позиций:
1) идеализация действительности,
2) крушение,
3) вызов всему (неповиновение),
4) уход от дел,
5) осознание,
6) решительность,
7) убежденность.