Отношение к собственной старости
Отношение к собственному старению — активный элемент психической жизни. Определяет его осознание факта возрастных изменений, признание естественности физического нездоровья. Влияют на него жизненная позиция и становление новых отношений с социальным окружением.
Старость — явление социальное, основные ее проблемы — определение своего места в обществе, адаптация к новой роли в нем.
Выделяют следующие типы отношения к собственному старению:
- старик «негативный» отрицает у себя какие-либо признаки старости;
- старик «экстравертированный» признает наступление старости, но приходит к этому признанию через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности (наблюдения за выросшей молодежью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких людей, изменение положения в семье);
- старик «интравертированный» остро переживает процесс старения, характеризуется стремлением к покою, полным отсутствием интереса к новому и оживлением воспоминаний прошлого.
|
|
Предвосхищение старости в воображении часто бывает болезненнее, нежели реальность. В целом же подавляющее количество мужчин и женщин пенсионного возраста довольны своей жизнью.
Стремление к «маленькому счастью» в старости так же живо, как и в предыдущей жизни. Достижение этого состояния представляется человеку вполне реальным.
Нередко пожилые люди сообщают, что они впервые переживают новые и незнакомые радости, испытывают довольство собой и окружающим, не могут найти лучшего определения своего состояния, чем счастливое. Счастливая старость — это наибольшая удовлетворенность условиями своего бытия, его полнотой и осмысленностью. Отличие счастливых переживаний в старости состоит в том, что они не проецируются на будущее и полностью исчерпываются переживаниями настоящего. Самоудовлетворение — важный момент в благоприятной оценке своей жизни в старости.
Вот несколько примеров положительной оценки старости и собственного старения выдающимися личностями.
В.В.Вересаев на склоне лет писал: «Вспоминаю скомканную тревожность юности, ноющие муки самолюбия, буйно набухающие на душе болезненные наросты, темно бушующие, унижающие тело страсти, безглазое метание в гуще обступающих вопросов, непонимание себя, неумение подступить к жизни... А теперь каким-то крепким щитом прикрылась душа, не так уж легко ранят ее наружные беды, обиды, удары по самолюбию; в руках как будто надежный компас, не страшна обступившая чаща; зорче стали духовные глаза, в душе — ясность, твердость и благодарность к жизни».
|
|
JI. Н.Толстой в дневнике от 26 апреля 1895 г. отмечает: «Страшно то, что чем старше становишься, тем чувствуешь, что драгоценнее становится (в смысле воздействия на мир) находящаяся в тебе сила жизни, и страшно не на то потратить ее, на что она предназначена. Как будто она (жизнь) все настаивается и настаивается (в молодости можно расплескивать ее — она без настоя) и под конец жизнь густа, вся один настой». И почти через 10 лет в дневнике от 18 февраля 1906 г. он возвращается к той же мысли: «В глубокой старости обыкновенно думают и другие и часто сами старики, что они только доживают век. Напротив, в глубокой старости идет самая драгоценная, нужная жизнь и для себя, и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна в, квадратах расстояния от смерти. Хорошо бы было, если бы это понимали и сами старики, и окружающие их».