Желательно использовать метод сравнения. Рассмотрим 2 задачи:
Посадили 3 клёна и 2 липы, сколько деревьев посадили?
К – 3
Л – 2
O O O ∆
3 + 2 = 5 (д.)
Посадили 3 клёна, а лип на 2 больше, сколько лип посадили?
К – 3
Л -?, на 2 >
O O O
∆ ∆ ∆ ∆ ∆
3 + 2 = 5
Задача на разностное сравнение.
Подготовка.
Включается решение задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц.
Используется метод сравнения.
Задача: 1) школьники пропололи 5 грядок свёклы и 4 моркови. Сколько пропололи? 2) школьники пропололи 5 грядок свёклы и 4 грядки моркови. Сколько грядок свёклы пропололи?
Задачи первого типа хорошо известны детям и они её легко решают.
Читая поверхностно вторую задачу, дети могут её решить также как первую. Поэтому нужно наглядно объяснить, почему такие задачи решаются вычитанием.
O O O O O
│ │ │ │
Путём установления соответствия, то есть путём удаления попарно грядок свёклы и моркови. Дети делают вывод после серии упражнений: чтобы узнать насколько одно > другого нужно из большего вычесть меньшее.
7. Методика формирования отношений «в несколько раз больше (меньше)».
Знакомство идёт параллельно с работой над табличным умножением и делением. Отношение «>, <» детям знакомы. Частая ошибка: смешивают задачи на несколько единиц с задачами в несколько единиц ><. Решив несколько задач, дети должны выполнить всё, что знают об этих отношениях.
В 1 на 3>, чем во 2, значит во 2 на 3<, чем в 1.
Каким действием решается?
Далее идёт знакомство с задачами очень похожими на эти, но решаются они другим действием. Самое главное – научить правильно понимать и различать данные отношения.
Коля нашёл 3 гриба, а Ваня – 6 грибов. Во сколько раз Коля нашёл грибов меньше, чем Ваня (во сколько раз Ваня нашёл грибов больше, чем Коля).
Делаем краткую запись и выполняем рисунок (естественно стараемся подбирать задачи из практик и ребёнка).
Рассуждаем:
Обязательно обратите внимание ребёнка на наименование около знака? – в? раз. То же будет и в ответе.
В задаче спрашивается, во сколько раз Коля нашёл грибов меньше, чем Ваня. Представим себе, что мальчики собирали грибы в маленькие корзиночки. В такую корзиночку могут уместиться только Колины грибы. Сколько таких корзиночек понадобится Ване, чтобы поместить там собранные им грибы?
Что мы делали? Мы раскладывали (делили) 6 грибов по 3.
Делаем очень важный вывод, который нужно выучить.
Это правило: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее.
Записываем решение:
6: 3 = 2 (р)
Проговариваем и записываем ответ.
Ещё раз обращаем внимание на наименование.
Ответ: в 2 раза меньше грибов нашёл Коля, чем Ваня (в 2 раза больше грибов нашёл Ваня, чем Коля).