Подготовка материалов и оборудования

Сотрудничество с родителями

Перед началом работы по проекту расскажите родителям (например, на собрании) о целях, задачах проекта, постарайтесь убедить их в необходимости оказания помощи, серьезного отношения к исследованиям детей. К сожалению, далеко не все родители понимают необходимость экологического образования. Однако работа в рамках проекта оказывается привлекательной для многих пап и мам, бабушек и дедушек, сближает их с детьми. Очень часто помощь приходит со стороны старших братьев и сестер.

Выясните, какие деревья растут во дворах ребят, на их дачных участках. Предложите родителям провести вместе с детьми разнообразные исследования деревьев, игры во время отдыха на природе, на даче. Дошкольники подготовительной группы могут помогать проводить наблюдения ребятам младшего возраста, младшеклассники ближайшей школы — дошкольникам.

Для проведения исследований вам понадобятся: тетрадь или альбом для оформления результатов наблюдений, карандаши, фломастеры, листы бумаги, восковые мелки, линейка, веревка, лупы, бинокль, коробочки и баночки для оформления коллекций семян, соцветий; слайды, фотографии, репродукции картин с изображением разнообразных деревьев, лопатки, дождемеры, ловушки для почвенных животных, емкости для проведения экспериментов (например, упаковочные материалы: стаканчики из-под йогурта, сметаны, тортов), кормушки, скворечники.

Дождемеры. Это нехитрое устройство для измерения количества осадков несложно сделать из больших пластиковых бутылок. Снимите пробки, разрежьте бутылку пополам, переверните верхнюю часть горлышком вниз (получится воронка) и вставьте в нижнюю половину. Вода будет стекать по стенкам емкости и скапливаться на дне. Чтобы дети случайно не порезались, нужно заклеить острые края бутылки клейкой лентой. Можно нанести на стенки дождемера шкалу (цветные полоски для наблюдений младших детей или же цифры — для старших).

Ловушки для почвенных животных также изготавливаются из пластиковых бутылок, например, пятилитровых. Разрежьте бутылку пополам, верхнюю часть уберите, а края нижней обмотайте изолентой. Подойдут и различные банки с достаточно широким горлышком.

Волшебный мешочек для игры «Угадай, что в мешочке», который используется во время исследований, экскурсий для определения предметов на ощупь (например, желудей, ягод рябины и т.п.).

Ящик ощущений предназначен для тех же целей. Его применение целесообразно в «стационарных» условиях: в групповых помещениях, в экологической комнате, лаборатории, в классе.
В такой ящик можно положить более крупные предметы. Для его изготовления не потребуется много усилий. Можно взять коробку из-под обуви или некрупной бытовой техники. Хорошо, если крышка ящика легко открывается — через нее предметы помещаются внутрь. По бокам ящика проделайте два отверстия. Их диаметр должен позволять ребенку засунуть в ящик руку. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепите рукав от старой детской кофты или верхнюю часть старого носка. Помните, как раньше фотографы перематывали пленку в темноте, засунув руки в рукава пальто или используя специальную конструкцию с «рукавами»? Что-то подобное получится и у вас. Ящик можно украсить разными наклейками (лучше с изображением деревьев, их цветков, плодов, листьев) или обшить красивой тканью, привлекающей внимание детей. Время от времени вы будете класть в ящик различные предметы, связанные с деревом. Задача детей: определить их на ощупь и объяснить, по каким признакам это сделано. Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Дети также могут самостоятельно заниматься с ящиком ощущений.

Модель дерева. Если есть возможность, сделайте модель дерева в группе или в классе. Ее можно изготовить из сухого старого дерева и веток, воткнутых в основу, которая служит стволом; из фанеры, картона, ткани и других материалов (примеры различных моделей даны в разделе «Как мы подружились с деревьями»).

Набор «Что нужно нашему дереву». По мере проведения исследований изготовьте с ребятами плоские (бумажные) или объемные изображения объектов, которые нужны для жизни вашего дерева: солнышко, листик, дождевой червяк, бабочка, капелька воды и т.п. Этот же набор пригодится и для проведения праздника «День дерева».

Коробка для коллекции. Подойдет любая коробка, например, из-под обуви, в которую дети будут складывать все предметы, связанные с их деревом (плоды, семена, сухие листья, камешки, найденные рядом, кусочки коры и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: