С 01.12.2013 1218,00 грн. 1218,00 грн. 0.00 1176,00 грн. +42.00

С 01.01.2013 по 30.11.2013 1147,00 грн. 1147,00 грн. 0.00 1108,00 грн. +39.00

Период Минимальная зарплата Прожиточный минимум

Сравнение минимальной зарплаты и прожиточного минимума

Работоспособные лица Общий показатель

А. В сфере социального страхования:

— Пенсионный фонд;

— Фонд социального страхования из временной потери трудоспособности;

— Фонд социального страхования на случай безработицы;

— Фонд социального страхования от несчастных случаев;

Б. Временные:

— Фонд социальной защиты инвалидов;

— Фонд охраны окружающей природной среды.

Социальное страхование - это самостоятельная область страхования, которое охватывает совокупность отношений по поводу формирования и использование коллективных страховых фондов, предназначенных для выплаты возмещения при постоянной или временной потере трудоспособности или места работы.

В системе государственного социального страхования роль страховщика выполняет государство, которое берет на себя обязательства относительно создания коллективных страховых фондов и выплаты страхового от-
шкодування. На рынке страховых услуг могут функционировать также негосударственные компании социального страхования, которые дополняют и расширяют спектр страховых услуг. Страхователями являются предприятия и организации, граждане, государство, а застрахованными - работники предприятий и организаций, а из некоторых выплат и неработающие граждане.

Систему государственного социального страхования составляют четыре целевые фонда. При этом между ними четко разграниченные сферы функционирования. Пенсионный фонд отображает страхование на случай постоянной потери трудоспособности. Формой страхового возмещения есть пенсии. Фонды социального страхования предусматривают страхование на случай: временной нетрудоспособности в связи с болезнью, беременностью и родами; временной или постоянной потери трудоспособности вследствие несчастных случаев; потери источника получения доходов вследствие безработицы. Формами страхового возмещения есть пенсии и разного рода помощи и выплаты. К этой группе можно отнести также Фонд социальной защиты инвалидов, хотя он отображает отношения финансовой помощи, а не страхование.

Каждый фонд имеет закрепленные доходы и расходы и соответствующую систему управления.

Пенсионный фонд формируется и используется по такой схеме:

Взносы работодателя 2013 - 33,2 %

Работника - 2 %

42 % от суммы расходов на оплату труда нанимаемых работников из числа лиц летных экипажей (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-надзирателей) и бортоператорів, которые выполняют специальные работы в полетах.

1 % от суммы совокупного налогооблагаемого дохода, если он не превышает 150 грн;

2 % от суммы совокупного налогооблагаемого дохода, если он представляет от 150 до 250 грн;

3 % от суммы совокупного налогооблагаемого дохода, если он представляет от 250 до 350 грн;

4 % от суммы совокупного налогооблагаемого дохода, если он представляет от 350 до 500 грн;

5 % от суммы совокупного налогооблагаемого дохода, если он не превышает 500 грн.*

Управление фондом осуществляет специальный орган — Пенсионный фонд Украины.

Кассовое выполнение обеспечивает поштово-пенсійний банк «Аваль».

Формирование и использование средств Фонда социального страхования из временной потери трудоспособности осуществляется по такой схеме:

Для работодателей - 1,4 % от суммы расходов на оплату труда нанимаемых работников

Для работников - 0,5 % от суммы оплаты труда нанимаемых работников, заработная плата которых низшая прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица; 1,0 % от суммы оплаты труда нанимаемых работников, заработная плата которых высшая прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица.

Управление средствами осуществляет Фонд социального страхования из временной потери трудоспособности, которая є некоммерческой самоуправляющейся организацией. Гарантом его деятельности есть государство.

Фонд социального страхования на случай безработицы является важным атрибутом рыночной экономики. Его формирование и использования характеризуется такими источниками доходов и направлениями расходов:

Для работодателей - 1,6 % от суммы фактических расходов на оплату труда нанимаемых работников, денежного обеспечения военнослужащих, выплату дохода (прибыли) по договорам цивільно-правового характера (если договор заключен с лицом, которое находится в трудовых отношениях с предприятием), что подлежат налогообложению ПДФО**

Для работников - 0,6 % от суммы оплаты труда нанимаемых работников

Управление средствами осуществляет Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы — некоммерческая самоуправляющаяся организация.

Фонд социального страхования от несчастных случаев создается с целью проводки профилактических доходов из охраны труда, восстановление здоровья и трудоспособности пострадавших на производстве от несчастных случаев, возмещение им причиненного материального и морального вреда. Функционирование фонда осуществляется по такой схеме: - 2 %

Управление средствами осуществляет некоммерческая самоуправляющаяся организация — Фонд социального страхования от несчастных случаев, который действует под контролем государства, представителей застрахованных лиц и работодателей.

Состав временных фондов целевого назначения довольно мобильный. В разные года к их составу в Украине принадлежали фонд развития топливно-энергетического комплекса, фонд развития промышленности, фонд конверсии, фонд охраны труда, государственный инновационный фонд, фонд социальной защиты инвалидов и др.

Особое место в системе фондов целевого назначения занимал Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения. С одной стороны, Фонд Чернобыля можно рассматривать как временный, поскольку он был предназначен для ликвидации последствий аварии. С другой стороны, этот процесс будет длиться довольно долго, вследствие чего эти расходы имеют признака постоянных. Они направлялись на поддержание безопасности на Чернобыльской АЭС и в зоне отчуждения, на переселение жителей из загрязненных регионов, на помощь и лечение ликвидаторов и лиц, которые пострадали вследствие аварии. С 1999 г. формирование Фонд упразднен, а его расходы переданы в бюджет.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного денежного фонда (средства, которые мобилизуются с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни отделенного органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и потому выделяется в отдельное звено.

Государственный кредит непосредственно связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия. В отдельных случаях с его помощью могут мобілізовуватися средства в фонды целевого назначения или под целевые проекты. Кроме того, к системе государственного кредита принадлежат займы, которые предоставляются под государственные гарантии и на пополнение валютных резервов центрального банка от Международного валютного фонда.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки независимо от формы собственности действуют на коммерческих началах и мобилизованные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и потому принадлежать к государственному кредиту.

Государственные займы являются основной формой государственного кредита. За правовым оформлением различают государственные займы, которые предоставляются на основании соглашений и обеспеченные выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых учреждений. С помощью ценных бумаг мобилизуются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг — облигациями и казначейскими обязательствами (векселями). Облигация представляет собой долговое обязательство государства, за которым в установленные сроки поворачивается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (на покрытие бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты). Облигация имеет нарицательную стоимость — указанную сумму долга — и курсовую цену, за которой она продается и перепродается в зависимости от ее дохідності, надежности и ликвидности. Разность между курсовой ценой и нарицательной стоимостью облигации представляет курсовую разность. Казначейские обязательства (векселе) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов или на дисконтной основе. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне- и долгосрочные.

В зависимости от места размещения займов их разделяют на внутренние — на внутреннем финансовом рынке (предоставляются юридическими и физический лицами данной страны и нерезидентами) и внешние — поступают извне от правительств, юридических и физический лиц других стран, международных организаций и финансовых учреждений.

По праву эмиссии различают государственный и местный займы. Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступление от них направляются в центральный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

За признаком характера использования ценных бумаг есть рыночный и нерыночный займы. Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, т.е. их владельцы не могут их перепродать.

В зависимости от обеспеченности государственные займы делятся на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отображают один из главных принципов кредитования - принцип материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззакладные не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства.

Согласно сроку погашения задолженности различают краткосрочные (срок погашения до одного года), средне-
сроку
(от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

За характером выплаты дохода государственные займы делятся на процентные,выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). За процентными займами доход устанавливается в виде ссудного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа пруда, так и плавающая, т.е. такая, которая изменяется в зависимости от разных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке. Выплата процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводится ежегодно, раз на полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проводки тиражей выигрышей. Доход в этом случае получают не все кредиторы, а только те, чьи облигации выиграли. Такая система целесообразная при незначительных суммах займа, которые приходятся на один человека, вследствие чего процентный доход не может существенным образом стимулировать предоставления займа государству. Дисконтные займы характерные тем, что государственные ценные бумаги покупаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Указанная разность формирует доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

За характером погашения задолженности различают два его варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый - заем погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй - заем погашается каждый раз нарастающими сумами. Третий - каждый раз сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предполагается в перспективе ежегодный рост доходов государства, третий - наоборот, когда доходы будут уменьшаться или возрастать государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства в погашении долга различают займа с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность довольно разнообразных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных предпосылок для привлечения средств как для государства, так и для ее кредиторов. Разнообразие форм дает возможность максимально учесть разносторонние интересы юридических и физический лиц. В общем виде классификация государственного кредита приведена на схеме 35.

Государственный кредит, как и любая другая форма кредитного отношения, требует особого контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение ссудных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух факторах: минимизации стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Минимизация стоимости займа достигается, во-первых, с помощью соответствующей процентной политики, во-вторых, через установление соответствующих условий выпуска и погашение займа. Процентная политика отображает при этом два противоположные фактора: минимизацию стоимости займа и максимизацию ее привлекательности, которая, в свою очередь, зависит от достаточно высокого процента. На финансовом рынке государственные ценные бумаги имеют наиболее низкий процент, который является своеобразным индикатором этого рынка. Итак, самая ситуация на рынке оказывает содействие минимизации стоимости займов. Поэтому привлекательность государственных займов достигается прежде всего за счет высоких гарантий государства относительно возвращения средств и выплаты дохода.

Стабильность государственных ценных бумаг достигается через оптимизацию насыщенности ими финансового рынка. Ценных бумаг, с одной стороны, должны быть достаточно для максимизации поступлений от государственных займов, а с другого - не должно быть их излишка, который может вызвать падение курсовой цены.

Государственное заимствование может осуществляться только тогда, когда исчерпанные другие источники формирования доходов государства или когда целесообразно ограничить уровень налогообложения. При этом обязательно должен обеспечиваться эффективность и результативность использования одолженных средств.

Выпуск государственных займов основывается на таких предпосылках:

- наличие кредиторов, в которых есть временно свободные средства;

- доверие кредиторов к государству;

- заінтересованість кредиторов в предоставлении займов государству;

— возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Исходной предпосылкой является наличие кредиторов - без этого выпуск займов просто бессмысленный. Доверие кредиторов к государству может быть высокой или низкой, однако феномен государства заключается в том, что она практически некогда не может полностью потерять доверие. При этом доверие к ней всегда кое-что высшая, чем к эмитентам - юридических лиц. Именно этот фактор надежности представляет основную заінтересованість кредиторов.

Важнейшим фактором государственных займов является возможность своевременного и полного возвращения долгов и выплаты дохода. Это обеспечивает в будущем и доверие к государству, и заінтересованість в предоставлении ей займов. Главное при этом - реальное обеспечение долгов, которые, в свою очередь, достигается за счет заработанных на привлеченных средствах доходов.

Источниками погашения государственных займов могут быть:

— доходы от инвестирования одолженных средств в высокоэффективные проекты;

- дополнительные поступления от налогов;

- экономия средств от уменьшения расходов;

- эмиссия денег;

- привлеченные от новых займов средства (рефинансирование долга).

Основные сроки и понятия:

- налоги; - отчисление и взносы; - плата за ресурсы; - собрание; - налоговая работа; - Пенсионный фонд; - Фонд социального страхования от несчастных случаев; — Фонд социального страхования из временной потери трудоспособности; - Фонд социального страхования на случай безработицы; - сберегательное дело; - государственные займы; - облигации государственных займов; - субъект (плательщик) налога; - объект налогообложения; - единица налогообложения; - налоговая ставка; - прямое налогообложение; - прибыльное налогообложение; - имущественное налогообложение; - земельное налогообложение; - косвенное налогообложение; - акцизы; - универсальные акцизы; - налог из продажи (купли); - налог из оборота; - налог на добавленную стоимость; - пошлина; - плата за специальное использование лесных ресурсов; - плата за специальное использование водных ресурсов; — плата за пользование недрами; - общегосударственные налоги и обязательные платежи; - местные налоги и сборы; - налоговая система; - налоговая служба государства; - казначейские обязательства; - государственный долг; - текущий государственный долг; - капитальный государственный долг; - внутренний государственный долг; - внешний государственный долг; - конверсия государственного долга; - консолидация государственных займов; — унификация государственных займов; - реструктуризация государственного долга.

Контрольные вопросы

. Налоговая система

1. Что такое налоги?

2. Которые существуют формы платежей юридических и физический лиц государству?

3. Какие функции выполняют налоги?

4. Которые выделяются элементы системы налогообложения?

5. Которые существуют виды налоговых ставок?

6. Которые применяются методы установления налоговых ставок?

7. Которые применяются шкалы процентных ставок?

8. За какими признаками осуществляется классификация налогов?

9. В чем заключаются сущность, преимущества и недостатки прямого налогообложения?

10. Которые есть виды прямых налогов?

11. В чем заключаются сущность, преимущества и недостатки косвенного налогообложения?

12. Которые выделяются виды косвенных налогов?

13. В чем заключается сущность деления налогов на общегосударственные и местные?

14. Что такое раскладные и окладные налоги?

15. Что такое налоговая система?

16. На чем базируется построение налоговой системы?

17. На каких принципах основанное построение налоговой системы?

18. Которыми есть принципы налогообложения?

19. Какие принципы спорят в основу налоговой политики?

20. Какой состав и структура налоговой системы Украины?

21. Каким образом организовывается налоговая работа?

22. Какая схема прибыльного налогообложения предприятий в Украине?

23. Как исчисляется и платится подоходный налог из граждан Украины?

24. Как устанавливается земельный налог в Украине?

25. Какие виды имущественного налогообложения применяются в Украине?

26. Какая схема установления и уплаты налога на добавленную стоимость в Украине?

27. Какая сфера и механизм специфического акцизного обложения в Украине?

28. Какой механизм установления и взыскание пошлины в Украине?

29. Какие виды платежей за ресурсы установлены в Украине?

30. Что представляет собой государственная пошлина?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: