Организация системы бюджетирования в организации

Тема 12. Бюджетирование в системе финансового планирования

Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошель, сумка) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением.

Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности.

Цель бюджетирования: получить возможность постоянного мониторинга финансового состояния фирмы.

Задача бюджетирования: параллельное и взаимосвязанное управление прибыльностью и платежеспособностью.

Три базовых инструмента: Бюджет доходов и расходов (БДР), Бюджет движения денежных средств (БДДС), Прогнозный бухгалтерский баланс (ПБ).

Понятие бюджета и бюджетирования

Бюджет - детализированный план деятельности центра ответственности.

Бюджетирование представляет собой форму планирования и контроля по центрам ответственности.

Когда в организации необходимо внедрять систему бюджетирование?

Декомпозированные цели внедрения бюджетирования в российских организациях:

• контроль накладных затрат,

• планирование денежных потоков,

• сбор информации для принятия управленческих решений,

• оценка деятельности подразделений и мотивация.

Бюджетирование используется при децентрализации прав принятия решений и ответственности на предприятии.

Принципы бюджетирования:

• единства бюджетной системы,

• полноты отражения затрат, доходов и расходов,

• разграничения затрат, доходов и расходов между бюджетами,

• иерархичности бюджетной системы,

• целевого характера расходов,

• сбалансированности бюджетной

• системы,

• персональной ответственности за подготовку и исполнение бюджетов,

• коллегиальности подготовки бюджетов.

Учет по центрам ответственности является одной из систем управленческого учета, предназначенной для сбора и обработки информации в разрезе центров ответственности в целях планирования и контроля.

Учет по центрам ответственности организуется на предприятии наряду с:

• учетом полных затрат (цель - оценка прибыли),

• учетом прямых затрат (цель - получение информации для принятия краткосрочных управленческих решений).

Центром ответственности называется подразделение, вид деятельности, отдельный продукт или отдельное ответственное лицо, по которому ведется учет, планирование и контроль затрат.

Как правило, центр ответственности отождествляется с отдельным лицом (менеджером), несущим ответственность за надлежащее использование средств, но ответственность может нести и коллектив работников (бригада, команда и т.п.).

Виды центров ответственности:

• Центры нормативных затрат

• Центры доходов

• Центры накладных расходов

• Центры прибыли

• Центры инвестиций

Классификация бюджетов:

• Операционные бюджеты - для планирования и контроля основной деятельности организации.

• Финансовые бюджеты - для планирования и контроля финансовой деятельности организации и подготовки сводной финансовой информации.

• Инвестиционные бюджеты - для планирования долгосрочных денежных вложений организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: