Тема 12. Бюджетирование в системе финансового планирования
Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошель, сумка) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.
Бюджетирование — процесс составления и принятия бюджетов, последующий контроль за их исполнением.
Основное отличие бюджетирования от финансового планирования заключается в делегировании финансовой ответственности.
Цель бюджетирования: получить возможность постоянного мониторинга финансового состояния фирмы.
Задача бюджетирования: параллельное и взаимосвязанное управление прибыльностью и платежеспособностью.
Три базовых инструмента: Бюджет доходов и расходов (БДР), Бюджет движения денежных средств (БДДС), Прогнозный бухгалтерский баланс (ПБ).
Понятие бюджета и бюджетирования
• Бюджет - детализированный план деятельности центра ответственности.
• Бюджетирование представляет собой форму планирования и контроля по центрам ответственности.
|
|
Когда в организации необходимо внедрять систему бюджетирование?
Декомпозированные цели внедрения бюджетирования в российских организациях:
• контроль накладных затрат,
• планирование денежных потоков,
• сбор информации для принятия управленческих решений,
• оценка деятельности подразделений и мотивация.
Бюджетирование используется при децентрализации прав принятия решений и ответственности на предприятии.
Принципы бюджетирования:
• единства бюджетной системы,
• полноты отражения затрат, доходов и расходов,
• разграничения затрат, доходов и расходов между бюджетами,
• иерархичности бюджетной системы,
• целевого характера расходов,
• сбалансированности бюджетной
• системы,
• персональной ответственности за подготовку и исполнение бюджетов,
• коллегиальности подготовки бюджетов.
Учет по центрам ответственности является одной из систем управленческого учета, предназначенной для сбора и обработки информации в разрезе центров ответственности в целях планирования и контроля.
Учет по центрам ответственности организуется на предприятии наряду с:
• учетом полных затрат (цель - оценка прибыли),
• учетом прямых затрат (цель - получение информации для принятия краткосрочных управленческих решений).
Центром ответственности называется подразделение, вид деятельности, отдельный продукт или отдельное ответственное лицо, по которому ведется учет, планирование и контроль затрат.
Как правило, центр ответственности отождествляется с отдельным лицом (менеджером), несущим ответственность за надлежащее использование средств, но ответственность может нести и коллектив работников (бригада, команда и т.п.).
|
|
Виды центров ответственности:
• Центры нормативных затрат
• Центры доходов
• Центры накладных расходов
• Центры прибыли
• Центры инвестиций
Классификация бюджетов:
• Операционные бюджеты - для планирования и контроля основной деятельности организации.
• Финансовые бюджеты - для планирования и контроля финансовой деятельности организации и подготовки сводной финансовой информации.
• Инвестиционные бюджеты - для планирования долгосрочных денежных вложений организации.