Понятие экономического регулирования в области охраны окружающей среды

Экономические механизмы охраны окружающей природной среды

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды - это совокупность способов воздействия со стороны государства на пове­дение субъектов экологических правоотношений для формирования у них экономической заинтересованности в соблюдении экологических правил и норм в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях достижения разумного баланса экологических и экономических интересов общества.

Возникновение экономического механизма охраны окружающей среды связано с Постановлением Правительства СССР от 7 января 1988 г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Впоследствии заложенные в нем конструкции Экономического воздействия на приро-допользователей были расширены и дополнены в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и других законах и подзаконных актах.

Основная черта правового регулирования экологических отно­шений на современном этапе выражается в сочетании админис­тративно-правовых средств воздействия с экономическим стимулированием в охране ОС.

Способы экономического регулирования экологических отношений в зависимости от характера их воздействия на субъектов хозяйственной деятельности (ст. 14-18 ФЗ «Об охране окружающей среды») включают в себя (санкции, стимулы и гарантии):

Во-первых, экономические санкции - меры по принудительному взима­нию с природопользователей платы за причинение негативного воздейст­вия на окружающую среду.

Во-вторых, экономические стимулы - предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетра­диционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и перера­ботке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством РФ.

Сохранение жизнеспособности и разнообразия экосистем, предотвращение невозобновляемых ресурсов невозможно без заинтересованности общества в сохранении среды обитания. Использование экономических стимулов способствует повышению качества жизни, изменению сознания человека и стереотипов его поведения. Применение методов экономического стимулирования имеет большое значение для разработки способов интеграции социаль­но-экономического развития и охраны окружающей среды.

Адекватное стимулирование и финансиро­вание охраны окружающей среды - важнейшее условие решения экологических задач. Охрана природы - финансовоемкое направление деятельности. Так, стоимость очистных сооружений на предприятии составляет иног­да до 40% стоимости самого предприятия. Финансирование меро­приятий по охране окружающей среды по остаточному принципу в России - одна из причин того, что природа в нашей стране нахо­дится в критическом состоянии.

Стимулирование рационального природопользования и охраны окружа­ющей природной среды осуществляется путем:

- установления налоговых и иных льгот. Они предоставляются предприя­тиям, учреждениям и организациям, в том числе природоохранитель­ным, в случае внедрения ими безотходных технологий и производств, при использовании вторичных ресурсов, осуществлении деятельности, обеспечивающей природоохранительный эффект;

- освобождения от налогообложения экологических фондов;

- передачи части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы предприятиям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ;

- установления повышенных норм амортизации основных производствен­ных природоохранительных фондов;

- применения поощрительных цен на экологически чистую продукцию;

- введения специального налогообложения экологически вредной про­дукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологичес­ки опасных технологий;

- применения льготного кредитования предприятий, успешно реализую­щих мероприятия по охране окружающей природной среды.

Данный примерный перечень способов экономического стимулирова­ния охраны окружающей природной среды может быть дополнен и рас­ширен с учетом особенностей субъектов, характера природопользования.

В-третьих, экономические гарантии - система условий реализации и средств защиты права каждого на благоприятную окружающую среду, включая финансирование природоохранной деятельности из бюджетов всех уровней, разработку государственных прогнозов социально-экономического развития и экологических программ, экологическое страхование и ауди­рование, учет экологических факторов при приватизации государствен­ных и муниципальных предприятий, поддержку предпринимательской, инновационной и иной деятельности, направленной на охрану окру­жающей среды, и т. д.

Федеральной целевой программой «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 гг.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860, общим недостатком функционирования природно-ресурсного комплекса России на сегодняшний день признано несовершенство экономических механизмов и законодательной базы, регулирующих его использование. Поэтому формирование правового режима эксплуатации основных видов первичных природных ресурсов (минеральных, земельных, лесных, водных и т.д.) и финансового регулирования охраны окружающей среды будет способствовать реализации государственной стратегии устойчивого развития.

Концепция устойчивого развития строится на принципе экологизации хозяйственной деятельности, что предполагает возможность сохранения природоресурсного потенциала в целях удовлетворения общественных потребностей. Основным элементом финансового механизма реализации этого принципа должна стать платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде.

Существует ряд причин, по которым экономическое регулирование в области охраны окружающей среды и ранее, и в настоящий момент не заняло достойного места в механизме охраны окружающей среды. К их числу следует отнести затяжной экономический кризис, непоследова­тельность в экономических реформах (в том числе налоговой), что не приводит к появлению реальной экономической заинтересованности у тех субъектов, которым адресованы такие нормы. Кроме того, следует отметить чересчур схематичный характер правового обеспечения эконо­мических инструментов, наличие большого количества отсылочных норм (этот недостаток проявляется и во всех иных эколого-правовых институтах).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: