Древняя Индия
Основные школы древнекитайской философии
Нумерология в Китае
Особенности китайской философии
Древний Китай
Концепции возникновения философии
· Религиогенная концепция (Ф. Корнфо́рд) – философия возникает из религии. Религия и философия равны по содержанию, но разнятся по форме.
· Мифогенная концепция (Дж. Томсон, А.Ф. Лосев) – философия возникает из мифологии (как наука из магии), наследуя от неё стихийно-диалектическое представление о единстве и борьбе противоположностей.
· Гносеогенная концепция (Г. Спе́нсер, А.А. Богданов) – источник в философии в знании, в первых научных представлениях об устройстве мира и человека.
· Эклектические концепции генезиса.
· Эпоха Шан (XVIII – XII вв. до н.э.)
· Чжоу – Западное Чжо́у (XII – VIII вв. до н.э.)
· Чжоу – Западное Чжоу – Лего (период «отдельных государств» на которые распадается Китай с VIII по V вв. до н.э.)
· Чжоу – Восточное Чжоу – Чжаньго́ (эпоха «сражающихся государств» – Ци, Чу, Хань, Чжао, Вэй и Янь с V – III вв. до н.э.)
|
|
· Империя Цинь (221 – 206 гг. до н.э.)
· Империя Хань (к. III в. до н.э. – III в. н.э.)
· Обращение к набору канонических книг, которые служили источником и теоретической основой философии.
· Китайские авторы занимались толкованием, комментированием древних текстов.
· Китайская философия имеет литературно-художественную форму из-за тесной связи с историческими летописями и поэтическими сочинениями.
· В содержательном плане в китайской философии господствовали натуралистические учения и идеи.
· Нумерология играла роль логики.
«У цзин» («Пятикнижие»)
[первая половина 1-го тыс. до н.э.]
· «Шу цзин» («Книга истории» или «Канон документальных писаний»)
· «Ши цзин» («Книга песен» или «Канон стихов»)
· «И цзин» («Книга перемен»)
· «Ли цзин» («Канон благопристойности» или «Книга ритуалов»)
· Летопись «Люй ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люя»)
· Символы – геометрические формы (гексаграммы и триграммы)
· Числа – цифры
· Силы («Инь – Ян»: светлое и тёмное)
· Пять элементов мироздания
o Вода
o Огонь
o Металл
o Дерево
o Почва
· «Школа Инь и Ян» (иньян цзя) – натурфилософская школа соотношения тёмного и светлого начал
· «Школа учёных» (жу цзя) – конфуцианство
· «Школа Мо» (мо цзя) – моизм, учение Мо Ди
· «Школа имён» (мин цзя)
· «Школа законов» (фа цзя) – легизм
· «Школа Пути и Благодати» (даодэ цзя) – даосизм.
· Первобытнообщинный строй аборигенов Индостана
· Протоиндийская цивилизация Хара́ппы и Мохе́нджо-Да́ро (II тыс. до н.э.)
· Арийские раннеклассовые государства века бронзы (1-я пол. I тыс. до н.э.)
|
|
· Период возвышения государства Мага́дха (сер. I тыс. до н.э.)
· Государства Мау́рья (322 – 185 гг. до н.э.)
· Творцами и носителями знания выступали жрецы-брахманы
· Индийская философия (анвикшики) появляется в результате брахманских ритуалистических диспутов
· Большое значение имело развитие логики, риторики, искусства аргументации
· Индийская мысль вобрала в себя не только идеи ариев, но и коренных народов Индостана
Древнеиндийская литература
· «Ве́ды» (букв. «знание»):
· «Риг-веда» – веда гимнов
· «Са́ма-веда» – веда напевов
· «Яжду́р-веда» – веда жертвенных формул
· «Атха́рва-веда» – веда магических заклинаний
· «Упаниша́ды» (букв. «сидеть около», т.е. у ног Учителя) – произведения религиозно-философского характера, поясняющие тайный смысл Вед.
Шрама́нская эпоха
[VI/V – V/IV вв. до н.э.]
· Шраманы (странствующие аскеты)
o Аджи́та Кесакаба́ла
o Паку́дха Качча́на
o Санджа́я Белатхипу́тта
· Адживики (от «аджива» – необычный образ жизни)
o Маккха́ли Госа́ла