Платон
Софисты
Лекция 4. Классическая античная философия
Причины культурной революции в Греции в V веке до н.э.:
· развитие греческой политической жизни;
· установление политической гегемонии Афин, крупнейшего города Аттики — области на юго-востоке Балканского полуострова;
· устранение этнических противоречий между дорийскими, ахейскими и ионийскими городами;
· бурное развитие торговли и экономики вообще;
· рост гражданского самосознания;
· активизация культурной жизни полисов.
· платные преподаватели красноречия политической добродетели и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в гражданской жизни. «Наполовину философы, наполовину политики» (Продик Кеосский).
· Старшие софисты (2-я пол. V в. до н. э.): Протаго́р, Го́ргий, Ги́ппий, Про́дик, Антифо́нт, Кри́тий.
· Младшие софисты (1-я пол. IV в. до н. э.): Ликофро́н, Алкидама́нт, Фрасима́х.
Протаго́р Абде́рский
(ок. 480 — 410 гг. до н. э.)
· Сформулировал главный принцип софистики: «Человек есть мера всех вещей: существующих — насколько они существуют, несуществующих насколько они не существуют».
|
|
· Считал, что «относительно каждой вещи можно выставить два противоположных суждения».
· «Быть» для Протагора значит «являться», поэтому «каким что является мне, таким оно верно для меня, а каким тебе — таким для тебя».
· Сочинение Протагора «О богах» начиналось словами: «О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо многое препятствует этому: и неясность предмета, и краткость человеческой жизни».
Сокра́т
(ок. 470 - 399 гг. до н. э.)
· Добродетель является высшим и абсолютным благом, составляющим цель человеческой жизни, ибо только добродетель дает счастье.
· Добродетель состоит в знании добра и действии соответственно этому знанию.
· Люди поступают безнравственно, заблуждаются и страдают именно потому, что не знают, что́ есть добро, а что́ — зло.
· Каждый человек уже содержит в себе знание истины, но только не осознает ее.
· «Знать самого себя» значит действовать в жизни так, чтобы слова не расходились с делами, а для этого необходимо исследовать содержание общих понятий.
· Род. на о. Эгина 428/427 г. – ум. в 347 г. до н.э.
· Классик древнегреческой философии, основатель Академии – крупнейшего научного центра древней Греции
· Основные сочинения:
o «Апология Сократа»;
o 25 Диалогов;
o «Законы»;
o 13 авторских писем.
· Главный инструмент познания – определение. Определением должна быть схвачена сущность вещи, что она есть сама по себе без привнесения чего-то иного.
|
|
· В душе каждого человека находятся истинные мнения, которые путем вопрошания могут быть преобразованы в истинное знание.
· Главное отличие мнения от знания заключается в том, что знание обоснованно и доказуемо.
· Процесс мышления — это беседа души с самой собой (диалектическая способность).
· Диалектическое знание заключается в понятийном движении мышления от видов сущего к высшим родам сущего (идеям – «Эйдосам»).