Формы государства

Каждое государство обладает своеобразным и специфическим набором черт и особенностей. Они могут заключаться в особом ходе исторического развития, культурных, экономических и социально-политических чертах, которые в совокупности предопределяют форму государства.

Под формой государства понимается устройство государства, включающее в себя способы образования органов государственной власти (форма правления) территориальное устройство (форма государственного устройства) и характер способов и методов осуществления государственной власти (государственный режим).

Форма государства складывается из трех основных, базовых компонентов, которые все вместе наиболее полным образом могут охарактеризовать особенности того или иного государства.

Форма государства
Форма правления Форма государственного устройства Государственный режим

Таблица 6. Форма государства

Под формой правления понимается способ организации государственной власти, который включает в себя, во-первых, порядок образования высших и местных органов государственной власти, во-вторых, порядок их деятельности и взаимодействия друг с другом.

Никколо Макиавелли предлагал разделить все государства по формам правления на монархии и республики, то есть на те, где власть сосредоточена полностью или преимущественно в руках одного лица («моноархия» – власть единственного), а также на те, где власть принадлежит определенной группе лиц («полиархия» – власть многих).

Конечно, предложенное деление форм правления на монархии и республики достаточно условно, поскольку в действительности существуют или существовали государства, имевшие или имеющие определенные черты как одной, так и другой формы.

Монархия (от греческого monarchos – власть одного, единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или в преобладающем объеме принадлежит одному лицу. При монархии единственным источником и носителем государственной власти является монарх.

Монарх – высшее должностное лицо, которое, как правило, получает свою власть по наследству. Существует множество различных систем престолонаследия: от отца к сыну (Российская империя), от брата к брату (Киевская Русь); с полным (Франция) или условным (Российская империя) отстранением женщин о престолонаследия или с уравниванием в правах наследования мужчин и женщин (Швеция).

Поскольку сама по себе монархия явление патриархальное, монарх, как правило, обожествляется, его личность объявляется священной и неприкосновенной. Монарх сосредоточивает в своих руках всю полноту власти, является верховным главнокомандующим, определяет основные элементы и направления внутренней и внешней политики государства и при этом, что очень важно, неподотчетен ни перед какими-либо органами государственной власти.

За тысячелетия своего развития монархия приобрела самостоятельные виды, число которых достаточно велико. Для наглядности монархию в первую очередь следует подразделить на ограниченную и неограниченную.

Монархия
Ограниченная Неограниченная

Таблица 7. Виды монархий

Ограниченная монархия – форма правления, при которой полномочия монарха ограничиваются законом и/или каким-либо органом.

Неограниченная монархия – форма правления, при которой монарх формально и фактически обладает всей полнотой власти, бесконтрольно издает законы и распоряжается казной, назначает и смещает подконтрольных ему чиновников и является верховным судьей.

В свою очередь каждый вид монархии делится на подвиды, подвиды в свою очередь также имеют деление. Ограниченная монархия делится на такие подвиды как: аристократическая, сословно-представительская и конституционная, а конституционная монархия в свою очередь делится на дуалистическую и парламентскую.

Ограниченная монархия
Аристократическая Сословно-представительская Конституционная
  Дуалистическая Парламентская

Таблица 8. Виды ограниченных монархий

Аристократическая ограниченная монархия характерна для рабовладельческих государств древней дореспубликанской Греции и императорского Рима, где власть монарха ограничивалась народными собраниями (экклесия в Греции, комиции в императорском Риме) или собраниями старейшин (герусия в Греции и Спарте).

Сословно-представительская ограниченная монархия преимущественно характерна для феодальных государств Западной Европы. При такой форме правления власть монарха была ограничена специальными органами (Генеральные Штаты во Франции, Генеральные Кортесы в Испании, Земские Соборы в России, Королевский Совет в Англии), которые формировались, как правило, из представителей различных сословий (феодалов, духовенства, крестьян).

Конституционная ограниченная монархия появилась значительно позже, в эпоху Нового и Новейшего времени, когда власть монархов стала ограничиваться на основе издания актов высшей юридической силы – конституций. Дуалистическая монархия представляет собой незрелую форму конституционного правления. При такой форме монарх разделяет с парламентом законодательные полномочия, то есть законодательная власть как бы раздваивается, делится между монархом и парламентом (такая форма правления характерна для Российской империи в период между 1905 – 1917 годами). Суть парламентской монархии (например, монархии современной Великобритании)заключается в том, что роль монарха в управлении государством минимизировано. Монарх выполняет преимущественно церемониальные функции, является своего рода «символом» государства. Правительство целиком и полностью ответственно перед парламентом, монарх становится зависимым от парламента посредством института цивильного листа, в котором зафиксированы все расходы, которые направляются из бюджета на содержание семьи монарха

Неограниченная монархия
Деспотия Абсолютизм

Таблица 9. Виды неограниченных монархий

Неограниченная монархия в форме деспотии (от древнегреческого despoteia – господин, неограниченная власть) характеризуется тем, что монарх обладает неограниченной законодательной, исполнительной и судебной властью. Монарх, как правило, признавался верховным собственником земли и занимал исключительное положение в государственной религии (являлся наместником Бога, воплощением Бога). Деспот абсолютно бесконтролен и может пренебрегать любыми законами. Классическими примерами деспотий являются государства древнего Египта, Китая, Индии. Деспотия характерна преимущественно для государств «восточного типа».

Неограниченная монархия в форме абсолютизма характерна для государств Западной Европы XVI – XVIII веков. Вследствие перехода государств феодального типа к типу капиталистическому активизируются внутренние социальные процессы, которые представляют угрозу для правящих кругов. Это приводит к необходимости государства влиять на общество при помощи насильственных методов. В ходе бурных социально-политических потрясений роль сословно-представительных органов сводится к нулю. Монарх самостоятельно принимает законы и управляет государством через разветвленный бюрократический аппарат.

Сущность республики. Древнеримский юрист и оратор Марк Туллий Цицерон в одном из своих выступлений впервые использовал латинское словосочетание res publica (res – вещь, дело и publica – общественное, res publica – общее дело) для обозначения Римского государства, которое в ту эпоху представляло собой классическую античную демократию. Однако не следует путать понятия «республика» и «демократия». Данные понятие характеризуют различные элементы формы государства, республика – форму правления, демократия – государственный режим. Не каждая республика является демократической (например, СССР), не каждое демократическое государство является республикой (например, современные Великобритания, Испания, Швеция).

Республика характеризуется тем, что в отличие от монархий высший орган государственной власти, полномочный принимать законы, не назначается, не получает свои полномочия по наследству, а исключительно выбирается населением государства и является коллегиальным. Несмотря на это в республиках все же имеется глава государства. Однако главы республик (как правило, главой является президент) в отличие от монархов несут юридическую ответственность за совершаемые им действия.

Республиканская форма правления в древнее время характерна для государств, возникших «западным» путем. Сегодня республиканская форма правления по праву занимает доминирующее положение, многие страны мира имеют именно республиканскую форму правления, которая наиболее полным образом отвечает современному социально-экономическому положению в мире.

Как и монархия, республика имеет множество видов и подвидов. Все республики можно разделить на аристократические и демократические.

Республика
Демократическая Аристократическая

Таблица 10. Виды республик

Демократическая республика (от древнегреческого demos – народ и cratos – власть) – республика, при которой государственная власть находится в руках, представителей, которые были избраны народом и для народа. В демократических республиках источником власти всегда является ее народ.

В свою очередь демократическая республика имеет свое собственное внутреннее деление.

Демократическая республика
Античная Нового и Новейшего времени
  Президентская Парламентская

Таблица 11. Виды демократических республик

Демократическая античная республика характерна для раннего периода Древней Греции. Для античных республик характерно, что государство представляло единый город (полис), на территории которого все полноправные граждане (как правило, совершеннолетние мужчины) имели право избирать и быть избранными. Классическим примером древней античной республики являются Афины.

Республики Нового и Новейшего времени представлены двумя основными формами: президентской республикой и парламентской республикой.

Исторически президентская республика появилась несколько раньше парламентской. Важнейшей чертой президентской республики является наличие сильного президента, который замещает одновременно должности главы государства и главы правительства. Однако при этом президент является избранником народа, полномочия которого (легислатура) ограничены во времени. Классическим примером президентской республики являются США. Примечательно, что президент США не избирается народом напрямую, его избрание проходит опосредовано – через коллегию выборщиков. Население выбирает специальных лиц – выборщиков, которые затем избирают президента.

Аристократическая республика (от древнегреческого aristos – лучший cratos – власть) – вид республики, при котором государственная власть находится в руках меньшинства, обладающего благородным происхождением.

Аристократическая республика
Древняя Средневековая

Таблица 12. Виды аристократических республик

Аристократическая республика характеризуется тем, что коллегиальный орган законодательной власти формируется не из числа народа, а из числа представителей наиболее знатных и влиятельных родов.

Древняя аристократическая республика характерна в первую очередь для республиканского периода Древнего Рима. Вопреки тому, что в Древнем Риме официально провозглашался в качестве носителя государственной власти римский народ, который отправлял свою власть через народные собрания (комиции), фактически вся власть в республиканском Риме принадлежала аристократическому Сенату.

Средневековая аристократическая республика представляла собой сообщество жителей городов, которые осуществляли свою власть подобно сельской общине. Средневековая аристократическая республика характерна для Новгородской республики XII – XV веков.

Следующим компонентом формы государств является форма государственного устройства.

Под формой государственного устройства следует понимать внутреннее деление государства на составные части: административно-территориальные единицы или субъекты.

Современная наука выделяет следующие формы государственного устройства: простые государства, сложные государства.

Государственное устройство
Простое Сложное

Таблица 13. Виды государственных устройств

Простые государства характеризуются тем, что не имеют территориальных единиц, способных самостоятельно принимать политически значимые решения в пределах своей территории (субъекты), а обладают лишь административно-территориальными единицами, которые находятся в подчиненном положении с органами государственной власти центра. Сложные государства характеризуются тем, что, напротив, состоят из обособленных территориальных единиц (субъектов), которые вправе принимать значимые решения регионального значения.

Итак, государства с простой формой государственного устройства следует разделить на следующие разновидности: город-государство (полис) и унитарное государство.

Простая форма государственного устройства
Город-государство (полис) Унитарное государство

Таблица 14. Виды простых форм государственных устройств

Город-государство (полис) характеризуется тем, что вообще не имеет внутреннего территориального деления, а представляет собой целостное государственное образование. Такая форма государственного устройства была характерна для древних Афин и древнего Рима.

Унитарное государство ( от латинского unitas – единство ) является наиболее распространенной в современном мире формой государственного устройства.Территория унитарного государства делится лишь на административно-территориальные образования. Для унитарного государства характерно наличие единых органов государственной власти, единой правовой системы. Современные унитарные государства представлены Данией, Монголией, Китаем и другими государствами.

Государства со сложной формой государственного устройства подразделяются на империю и федерацию.

Сложная форма государственного устройства
Федерация Империя

Таблица 15. Виды сложных форм государственных устройств

Федерация (от латинского foederatio – союз) представляет собой союзное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельных государств или государственных образований (субъектов федерации), каждое из которых имеет собственное административно-территориальное деление, свои собственные органы государственной власти регионального уровня и свое собственное законодательство.

Таким образом, федеративное устройство предполагает децентрализацию власти и ее разделение не только по горизонтали, но и по вертикали.

Федерации в свою очередь бывают различными. Существуют федерации конституционные (возникают на базе ранее единого государства – Российская Федерация) и договорные (в результате договора государств о вхождении в союз – СССР). Национальные (субъекты федерации поделены по национальному признаку – Советский Союз), национально-территориальные (субъекты поделены как по национальному, так и по территориальному признаку – Российская Федерация) и территориальные (субъекты поделены по социально-экономическому критерию или не имеют каких-либо критериев в основе деления – США, Бразилия, Мексика).

Империя – это насильственно созданное сложное государство, субъекты которого имеют различную степень зависимости от центра.

Главное отличие империи от федерации заключается в том, что субъекты, входящие в состав империи, не являются равноправными между собой, а также во взаимоотношениях с центром. Одни из них имеют юридическое преимущество перед другими. Например, Британская империя имела множество колоний, доминионов и протекторатов, которые различались между собой по степени юридической свободы.

Особого внимания заслуживают такие политические образования как конфедерации. Конфедерации являются редко встречающимися формами устройств и в строгом смысле не являются государствами, поскольку отдельные государства, входящие в состав конфедеративного союза, не утрачивают своей автономии и суверенитета. Они имеют собственную армию, полицию, правовую систему, валютную и налоговую системы.

Следующим компонентом формы государства в ыступает государственный режим (от латинского regimen – управление).

Под государственным режимом понимается совокупность приемов и методов, при помощи которых, стоящие у власти группы осуществляют государственную власть.

Вопреки распространенному мнению государственный режим не тождественен политическому режиму. Последнее понятие является более широким и включает в себя деятельность не только властвующих кругов, но и политических партий, общественных и религиозных организаций. Государственные режимы достаточно разнообразны. Все государственные режимы можно разделить на демократические и недемократические.

Государственный режим
Демократический Недемократический

Таблица 16. Виды государственных режимов

Демократический государственный режим характеризуется тем, что государственное управления осуществляется на основе разделения властей и на основе системы сдержек и противовесов между ветвями власти. Это означает, что вся государственная власть равномерно поделена между законодательной, исполнительной, судебной и контрольно-надзорной ветвями власти. При этом ни одна из указанных ветвей не имеет более значимого положения во всей системе государственных органов, каждая ветвь является уникальной и выполняет свои собственные функции. Разделение властей препятствует сосредоточению в руках одной какой-то ветви власти всей полноты властных полномочий. Подобная концентрация способна привести к серьезным злоупотреблением и государство рискует трансформироваться из демократического в недемократическое.

Основными чертами демократического режима являются подлинная свобода слова, свобода собраний, митингов, свобода совести и вероисповедания, равенства всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной). Демократия в обязательном порядке предполагает реальное существование оппозиции, гарантирует многообразие политических партий.

Недемократический государственный режим в общих чертах характеризуется тем, что государство ограничивает участие своего населения в осуществлении государственной власти. Государство односторонне навязывает гражданам свою волю, но при этом государство не прислушивается к мнению своих граждан (отсутствие обратной связи) или делает лишь для удержания народа от волнений.

Недемократический государственный режим бывает авторитарным или тоталитарным.

Недемократический государственный режим
Авторитарный Тоталитарный

Таблица 17. Виды недемократических государственных режимов

Авторитарный государственный режим (от древнегреческого autos – сам) представляет собой режим, в котором власть концентрируется в руках лидера или узкой группы лидеров. При авторитаризме разделение властей отвергается, органы судебной и законодательной властей полностью подчинены и подконтрольны исполнительной власти, решения исполнительной власти зачастую имеют большее значение, чем закон. Авторитаризм также характеризуется наличием государственной идеологии. Однако для авторитарного режима не характерно использование насилия, а характерна скорее готовность его использовать, что отличает авторитарный режим от тоталитарного.

Тоталитарный государственный режим (от латинского totalitas – полнота) знаменует собой полное подчинение личности и общества государству. Как нельзя лучше данный вид государственного режима характеризует знаменитое изречение французского короля Людовика XIV: «Государство – это Я!». Основной чертой тоталитаризма является наличие полувоенной партийной структуры, сильной полиции и тайных сыскных органов. Политический плюрализм при тоталитаризме полностью отвергается, инакомыслие преследуется, регулирование общественных отношений производится антиправовыми методами. Особую роль в тоталитарном государстве приобретают армия, полиция и другие карательные органы. С позиций истории следует выделять тоталитаризм большевистский, национал-социалистический и фашистский.

Тоталитарное государство формируется в период глубоких общественных кризисов и является тупиковым развитием государства, которое заканчивается обычно или его полным уничтожением или переходом к авторитаризму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: