Сочувствующий стиль семейного воспитания и интровентированный тип личности

К волевым проявлениям

К критике

К себе

Эгоцентризм этих детей проявляется, в основном, в самозащите своего личностного Я, в силу постоянного стремления окружающих разрушить его как личность. Постоянная порция самозащиты и ожидание вероломства или покушения на личностное достоинство делает этот тип детей агрессивным не только по отношению к другим, но и к самому себе.

Замечания и критику они практически не восприни­мает. Это приводит их в крайнее раздражение, порой и в аффектное состояние.

До 12 лет это трудноуправляемые дети, так как они сами делают то, чего может быть и не желали бы. Порой они обещают, что будут спокойны, тихи и кротки, но их хватает ненадолго. Они быстро становятся неуправляе­мыми, недисциплинированными, не поддаются простому регулированию их поведения с помощью слова. Очень часто приходится прибегать к угрозам, а порой и приво­дить их в исполнение, чтобы успокоить разыгравшееся дитя.

Противоречивость «тревожного» социально-психоло­гического типа проявляется и в прилагаемых ими воле­вых усилиях, так как они очень настойчивы в борьбе за независимость и снятие контроля с себя и в то же время не всегда настойчивы в достижении целей. Это приводит к тому, что в юношеский период жизни они как бы жела­емое пытаются выдать за реальное, не прилагая усилий для его достижения.

Для школьников с «тревожным» социально-психоло­гическим типом свойственно проявление следующих ка­честв, которые образуют данный симптомокомплекс лич­ности: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добро­совестность, заниженная самооценка, стремление ока­зать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.

Сочувствующий стиль семейного воспитания способ­ствует формированию интровертивного социально-пси­хологического типа личности. Такой стиль воспитания может возникнуть в силу трех условий: при материальном недостатке, при плохих бытовых условиях жизни и при отсутствии духовной близости между супругами или от­сутствие одного из родителей. При этих условиях родите­ли культивируют следующие отношения:

В силу постоянной занятости родителей ребенок с ран­него возраста предоставлен сам себе. Игры его чаще всего напоминают имитацию трудовых операций родителей.Дети, предоставленные сами себе, развиваются в нормальной, теплой, дружеской об­становке. Когда родители освобождаются от домашних дел, они с радостью общаются с ребенком. Однако удов­летворяют потребности ребенка только в силу имеющих­ся возможностей и не более. Дети постоянно видят, что родители не пытаются ни насилием, ни ласками ограни­чить их потребности. Напротив, родители трудятся в поте лица, чтобы обеспечить самый необходимый минимум своему ребенку. Родители любят своего ребенка, но никогда не балу­ют.

Следует обратить внимание, что это единственный тип родителей, который благодарен окружающим людям и никогда не ожидает от них ничего взамен. Они всегда рады появляющимся у них друзьям, знакомым и даже по­сторонним, оказывают посильную им помощь. Они уме­ют жалеть, сострадать, понимать чужое горе и боль, т. к. они очень дорожат человеческими отношениями как главной ценностью в этом мире, на таких родителей все­гда могут положиться окружающие.

Формирование нравственных норм у ребенка осуще­ствляется через стремление родителей поддерживать доб­рожелательные отношения, не огорчающие и не омрача­ющие настроение ребенка. Вот почему интровертивного типа дети стремятся домой, устают от хаотично мечущих­ся по школе сверстников. Им непонятно их поведение, но осудить они не в состоянии, так как слишком робки и просто не приучены к осуждению.

Так как ребенок достаточно много времени проводит один, то у него вырабатывается невольное желание наблю­дать за окружающим его миром. Однако в силу ограничен­ного общения со сверстниками и старшими ребенок вы­нужден осмысливать все самостоятельно, и, не находя вы­хода своим мыслям, чаще всего рассуждать сам с собой. Отсюда у ребенка богатый внутренний мир, высокая убеж­денность в правильности своих мыслей, так как они про­шли проверку собственной практической деятельностью или наблюдениями за другими людьми. Постоянное ос­мысливание своих и чужих действий формирует у этого типа детей высокую организованность как в физической, так и в интеллектуальной деятельности. Разумные дейст­вия ребенка родители высоко ценят и положительно отно­сятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоциональных и спонтанных.

В результате сочувствующего стиля семейного воспита­ния формируется интровертивный социально-психологиче­ский тип личности, который, в свою очередь, на поведенче­ском уровне выражает следующие виды отношений:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: