Гармоничный стиль и нормальный тип личности

Отношение к волевым проявлениям

Среди всех социально-психологических типов лично­сти интровертивный тип самый волевой. Он стойко мо­жет переносить любые тяготы и трудности, встречающие­ся в жизни.

Таким образом, учащиеся интровертивного социа­льно-психологического типа проявляют следующие ка­чества, образующие данный симптомокомплекс: чут­кость и внимательность, правдивость и честность, веж­ливость, уравновешенность и спокойствие, скромность и стеснительность, простодушие и простота в общении с людьми, терпеливость, исполнительность, склон­ность к занятию физическим трудом, ответственность, самокритичность.

Диагностика гармоничного социаль­но-психологического типа личности основана на выяв­лении следующих качеств, составляющих характероло­гические свойства: самодеятельности, уравновешенности, активности, равного отношения к умственным и трудовым действиям, непримиримости к недостаткам и безобразным поступкам других, потребности в защите своих товарищей и близких, простоты в обращении с людьми, правдивости, искренности, вежливости, скром­ности, добросовестности, реальности оценки своих воз­можностей, соблюдения правил и норм поведения, пре­данности интересам коллектива, требовательности к себе, самокритичности, настойчивости в достижении цели, инициативности.

Ре­зультаты обследования показали, что для них свойствен­но проявление следующих личностных качеств: откры­тость, доброжелательность, уверенность в себе, спокойст­вие, стабильность, послушание, уступчивость, осознан­ная зависимость от других людей, добросовестность, ис­полнительность, ответственность, социальная смелость, непринужденность, решительность, высокий самоконт­роль, хорошее понимание социальных норм.

Таким образом, внешние воздействия среды, воспи­тания, обучения влияют на поведение ребенка через внутренние условия, т. е. через индивидуальные личност­ные свойства, формирование которых существенным об­разом зависит от взаимодействия наследственных пред­посылок со всеми условиями окружения.

Социально-психологические типы личности, сфор­мировавшиеся в семье, в общеобразовательной школе испытывают на себе с первого дня мощное педагогиче­ское влияние, которое не всегда совпадает с установоч­ными ориентирами и потребностями учащихся. Поэто­му оптимальный путь формирования личности может быть достигнут в том случае, если способы педагогиче­ского воздействия будут соответствовать сложившимся характерологическим свойствам личности. Такое сов­падение возможно у «гармоничного» социально-педа­гогического типа личности. Об этом свидетельствует психологическое состояние личностных качеств, кото­рое было выявлено в ходе изучения данной группы уча­щихся.

Социальная напряженность возникает тогда, когда мотивированное поведение сталкивается с препятстви­ем, когда удовлетворение потребностей становится нeвозможным. Такое происходит у тех учащихся, которые имеют определенные отклонения в характерологиче­ских свойствах от гармоничного социально-педагоги­ческого типа.

Это приводит к конфликту и у многих социаль­но-психологических типов вызывает высокое или низкое проявление тех или иных характерологических свойств личности, таких как конформность, доминирование, ин­фантильность и тревожность, которые резко отличают их от «гармоничного» типа.

2. Психологические критерии благополучия ребёнка в семье: эмоциональный климат в семье, диада родитель-ребёнок

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает ее обобщенную, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворенности супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния ее здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака. Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные ученые также подчеркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

Хотелось бы рассмотреть взгляд В. С. Торохтия на проблему социально-психологического климата и психологического здоровья семьи. Он говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для нее функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием ее существования является целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень ее благополучия.

Эмоциональный климат в семье определяется отношением родителя к ребёнку и ребёнка к родителю в терминах эволюционного принятия, материнской и отцовской любви и привязанности, но и характером аффективных взаимоотношений в диаде родитель-ребёнок (А.С.Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас). Параметрами их определения являются эмоциональный знак и симметричность отношений. Соответственно, можно выделить варианты взаимоотношений:

Взаимные симметричные (эмоциональное взаимное принятие, симметричная негативная установка)

- эмоциональное взаимное принятие. Для ребёнка характерно базовое переживание того, что он любим и дорог в семье, и родители чувствуют ответную его любовь. Такие отношения обеспечивают гармоничное развитие ребёнка: высокую самооценку и самопринятие, доверие и доброжелательность к миру, готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;

- симметричная негативная установка. Обе стороны – и родители, и ребёнок – взаимно отвергают друг друга. У ребёнка, как правило, негативное отношение к родителям вторично, за исключением варианта аномального развития, и является следствием эмоционального отвержения или амбивалентности отношений родителей. В результате у ребёнка формируется тотальная враждебность по отношению к миру, агрессивность, низкая степень самопринятия, негативная амбивалентная самооценка. Часто наблюдается его демонстративное, социально-провоцирующее поведение.

Невзаимные, ассимметричные (односторонняя родительская любовь, односторонняя привязанность ребёнка)

- односторонняя родительская любовь. Ребёнок горячо любим родителями и является объектом их заботы, внимания, безграничного обожания и любви. Сам же ребёнок занимает отстранённую позицию, не испытывая по отношению к родителям эмпатии, эмоциональной привязанности, тепла. Обычно такой тип взаимоотношений является результатом нарушений семейного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции или воспитания по типу кумира семьи. У ребёнка формируются неадекватно завышенная самооценка, возникают трудности общения вследствие эмоционально-личностного эгоцентризма, проблемы с установлением отношений сотрудничества и кооперации, высокая конфликтность. Наблюдаются трудности адаптации к новой социальной ситуации, новому социальному окружению. Получение негативной обратной связи приводит к формированию у такого ребёнка амбивалентной самооценки, а в значительном числе случаев к формированию аффекта неадекватности и, как следствие, к дезадаптации, частым конфликтам, уходу, изоляции, агрессии. В случае варианта воспитания по типу «кумир семьи» возникают трудности волевой регуляции деятельности и произвольного поведения;

- односторонняя привязанность ребёнка. Ребёнок испытывает по отношению к родителям привязанность и любовь, а родители холодны и не отвечают взаимностью. Следствием такого искажения аффективных детско-родительских отношений становится формирование тревожных вариантов привязанности. Невротический тип личности, вероятность формирования которого весьма велика, характеризуется неуверенностью в себе, низкой самооценкой, высокой тревожностью, ненасыщаемой потребностью в любви.

Единственным благоприятным вариантом детско-родительских отношений является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гармоничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворённости жизнью как ребёнка, так и родителя. На ранних стадиях онтогенетического развития решающая роль в формировании аффективных взаимоотношений принадлежит взрослому, но уже начиная со второго полугодия жизни все более их начинает определять активное поведение ребёнка. Темперамент ребёнка, родительские установки, особенности мотивационно-потребностной и ценностной сфер родителя составляют психологические условия для построения эмоциональных взаимоотношений в детско-родительской подсистеме семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: