Лекция 2. Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) – древнегреческий философ-материалист

Философия Эпикура

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) – древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела:

ü учение о природе и космосе («физика»);

ü учение о познании («каноника»);

ü учение о человеке и его поведении («эстетика»).

Основные положения «Физики» Эпикура следующие:

ü ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в неё и произвести изменения (закон сохранения материи);

ü вселенная вечна и бесконечна;

ü все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты;

ü атомы и пустота вечны;

ü атомы находятся в постоянном движении;

ü «мира чистых идей» не существует;

ü существует множество материальных миров во Вселенной.

«Каноника» опирается на следующие основные идеи:

ü окружающий мир познаваем;

ü основным видом познания является чувственное познание;

ü ощущения возникают благодаря восприятию предметов окружающей жизни.

В «Эстетике» Эпикура можно выделить такие основные положения:

ü своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям);

ü человек есть результат биологической эволюции;

ü боги существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела;

ü судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств;

ü душа является особым видом материи;

ü душа человека смертна, как и тело;

ü человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни;

ü счастье человека состоит в удовольствии;

ü под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом;

ü нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость.

Ключевые термины

Мировоззрение, мифология, религия, философия, космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, онтология, гносеология, антропология, социология, диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика, материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм, функции философии. Цзин, ци, шэнь, ян, инь, закон Риты, «пракрити», «пуруша», «майя», атман, манас, сансара, карма, мокша, ахимса, «архэ», «физики», натурфилософия, «психэ», «пневма», число, «протокатегории», «софизмы», «майевтика», кинизм, стоицизм, эйдосы, учение о триаде, идеальное государство, категории, материя, «физика», «каноника», «эстетика».

Тема 2. Средневековая христианская философия.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени /XVII в. – первая половина XVIII в./

/ 2 часа /

План занятия:

1. Особенности развития и этапы философии средневековья. Христианская апологетика: основная проблематика и идейные истоки.

2. Христианская философия Фомы Аквинского.

3. Мистика и схоластика. Познание как богоуподобление. Проблема взаимоотношения разума и веры.

4. Общее понятие и предпосылки философии эпохи Возрождения, её основные направления и характерные черты.

5. Рационализм Декарта и эмпиризм Ф. Бэкона.

6. Философские исследования Баруха Спинозы и учение о монадах Лейбница.

7. Философия французского Просвещения XVIII в.

Темы докладов и рефератов:

1. Философия средневековья как единство христианства и античной философии.

2. Учение Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

3. Влияние идей средневековой философии на развитие русской религиозно-идеалистической философии начала XX века.

4. Философия Возрождения и её антропоцентрический характер.

5. Философские воззрения Н. Кузанского.

6. Г. Галилей и рождение новой науки.

7. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной Н. Коперника.

8. Методы познания в философии Р. Декарта и Ф. Бэкона.

9. Понятие субстанции в философии XVII – XVIII вв.

10. Проблема человека и общества в философии Просвещения.

Литература:

Алексеев П.Ф., Панин А.В. Философия. Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.

Антология мировой философии. В 4 т. Т.1.4.1. – М.: Мысль, 1969.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. – М.: РГГУ, 1995.

Бэкон Ф. Новый Органон. Соч. в 2 т. – М.: Мысль, 1972.

Декарт Р. Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках. Соч. в 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1989.

История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. – М.: Мысль, 1991.

Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1998.

Капто А.С. Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. – М.: Политиздат, 1990.

Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII в. – М.: Мысль, 1991.

Лосев А.Ф. Этика Возрождения. М., 1978.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.

Мир философии. 4.1.-2. – М.: Политиздат, 1991.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.: Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1996.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М.: Высш. шк., 1991.

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир – эпоха Просвещения / Сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: