Аврелий Августин (Блаженный) (354 – 430) – христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Произведениями Августина являются: «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке», «О граде Божьем». Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:
ü ход истории, жизнь общества – это борьба двух противоположных царств – Земного (грешного) и Божественного;
ü Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;
ü Божественное царство представлено священнослужителями;
ü Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;
ü Церковь – единственная сила, способная объединить мир;
ü бедность, зависимость от других, подчинение не угодны Богу, но с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;
|
|
ü высшее благо – счастье человека, которое понималось как углубление в себя и понимание истины;
ü после смерти праведники в награду получают загробную жизнь.
Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:
ü Бог существует;
ü все является творениями Бога;
ü Бог продолжает творить мир в настоящее время и будет творить в будущем;
ü знания реальны и самодостаточны, однако высшее, истинное знание достигается только при познании Бога.
Значение философии Августина Блаженного в том, что им:
ü уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);
ü Церковь объявлена тоже властью наряду с государственной;
ü выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью);
ü воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);
ü одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Философия Фомы Аквинского (томизм)
Фома Аквинский (1225 – 1274) – доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма – одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения Фомы Аквинского: «Сумма теологии», «Сумма философии» («Против язычников»), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:
ü движение: всё движимо кем-то (чем-то) другим => есть первичный двигатель всего – Бог;
|
|
ü причина: всё имеет причину => есть первопричина всего – Бог;
ü случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого => первоначальной необходимостью является Бог;
ü степени качеств: всё имеет различные степени качеств, должно существовать высшее совершенство – Бог;
ü цель: всё в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет всё к цели, придаёт всему смысл, - Бог.
Также Фома Аквинский исследует проблемы бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:
ü разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию);
ü подразумевает в качестве сущности (эссенции) «чистую идею» вещи либо явления, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);
ü подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
ü доказывает, что окружающий мир бренен и непостоянен;
ü Бог вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.
Исходя из данных посылок, согласно Фоме:
ü всё состоит из материи и формы (идеи);
ü форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;
ü идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:
ü откровение и разум (вера и знание) – различные понятия;
ü вера и разум одновременно участвуют в процессе познания и дают истинное знание;
ü разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.
ü не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, могут быть познаны через Божественное откровение;
ü философия и теология – разные науки: философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, всё остальное (божественное откровение) может познать только теология.
Историческое значение философии Фомы Аквинского:
ü дал пять доказательств существования Бога;
ü систематизировал схоластику;
ü закрепил разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;
ü доказал правильность, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей;
ü выдвинул идею об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;
ü вычленил сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;
ü разделил философию и теологию, причём философия поставлена в подчинённое положение по отношению к теологии;
ü логически доказал ряд положений теологии и схоластики.
В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм – философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.