Вопрос 2.Понятие конституционного строя

Вопрос 1. Конституция Российской Федерации - базовый закон государства

Вопрос 9. Местное самоуправление в Российской Федерации

Вопрос 8. Правительство Российской Федерации

Вопрос 7. Федеральное собрание-парламент РФ

Вопрос 6. Президент Российской Федерации

Вопрос 5. Национально-государственное устройство РФ и его принципы

Вопрос 4. Гражданство Российской Федерации

Вопрос 3. Принципы правового статуса личности

Конституция представляет собой нормативно-правовой акт, имеющийвысшую юридическую силу, регулирующий отношения, возникаютмежду человеком (обществом) и государством, а также устанавливающий основы организации самого государства. Исходя из этого, можно заключить, что приоритетная цель конституции связана с ограничением произвола публичной власти в отношении прав и свобод человека.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята в порядке референдума 12 декабря 1993 года.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России, что установлено самой Конституцией. Законы и правовые акты, принимае­те в России, не должны противоречить Конституции Российской

Верховенство Конституции означает, что она является актом наивысшей юридической силы, ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права — гражданского, административного и др.; текущие законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в Конституции государственными органами и соответствовать Консти­туции; государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (обязаны соблюдать Конституцию.

Принято классифицировать Конституции по порядку внесения в нее изменений и поправок. С этих позиций различают гибкие (не пре­дусматривающие особого порядка изменения) и жесткие (предус­матривающие строгий порядок своего изменения). Конституция РФ 1993 года характеризуется как жесткая, поскольку ее глава 9 посвя­щена конституционным поправкам и пересмотру Конституции. Так, по­ложения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положе­ний названных глав будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. К сожалению, данный закон до сих пор не принят. Конституционное Собрание либо подтверждает неизмен­ность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается 2/3 голосов от общего числа членов Кон­ституционного Собрания или выносится на всенародное голосова­ние. В последнем случае для принятия Конституции РФ требуется бо­лее половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки к главам 3—8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного за­кона и вступают в силу после их одобрения органами законодатель­ной власти не менее 2/3 субъектов РФ (ст. 136).

Конституционный строй — это форма или способ организации го­сударства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризую­щие его как конституционное государство. Ограничение государствен­ной власти правом имеет одной из целей создание оптимальных усло­вий для функционирования гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой систему самостоятель­ных и независимых от государства общественных инструментов и от­ношений, которые обеспечивают условия для реализации частных ин­тересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятель­ности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению.

Гражданское общество охватывает совокупность моральных, пра­вовых, экономических, политических отношений. Такое общество отождествляется в целом со сферой частных интересов и потребностей. Именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека.

Понятие «гражданское общество» возникло еще в Древней Греции и вплоть до XVIII в. использовалось как синоним понятия «госу­дарство».

Постепенно различие между гражданским обществом и государ­ством становится важным аргументом в борьбе за социальное равенство, гражданские свободы и конституционное государство, получившиe освещение в программе «Декларации прав человека и гражданина».

Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит Гегелю, который пришел к выводу, что гражданское об­щество — особая стадия в диалектическом движении от семьи к государству в процессе сложного периода исторической трансформации средневековья к новому времени.

Социальная жизнь, по Гегелю, включает рыночную экономику, соци­альные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обес­печение жизнедеятельности общества и реализация гражданского права. Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, клас­сов, групп и институтов, их взаимодействие регулируется граждан­ским правом, и они прямо не зависят от самого политического госу­дарства.

В годы советской власти в нашей стране понятие «гражданское общество» не использовалось. Это было обусловлено, прежде все­го, тем, что освобождение человечества связывалось с уничтожением классовых различий и последующей ликвидацией различия между гражданским обществом и государством путем отмирания государ­ства и, соответственно, права. Кроме того, в процессе строительства социализма государство, рассматривавшееся как выразитель и гарант всеобщего интереса, практически полностью подчинило и поглотило все общество до самых мельчайших вопросов.

Ранее предполагалось, что Конституция должна устанавливать та­кие пределы государственной власти, которые вообще исключили бы возможность ее вмешательства в сферу гражданского общества. Но в наше время, по мере усложнения общественных отношений, процесс саморегулирования в рамках гражданского общества настолько усложнился, что вмешательство государства в данную сферу облегчает это саморегулирование. Задача Конституции всякого конституционного государства сегодня состоит в том, чтобы установить пределы государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования.

Именно в результате подобного ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функцио­нирует таким образом, что оно постоянно стремится к усилению сво­его вмешательства в дела гражданского общества. Дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие данное вмешательство тем сильнее, чем дальше государственное регулирование.

Таким образом, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государ­ством, и как саморегулирующая система, а конституционное государ­ство — как управляющая система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: