Тема 4. Экологическое право

Вопрос 9. Местное самоуправление в Российской Федерации

Вопрос 8. Правительство Российской Федерации

Вопрос 7. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации

Вопрос 6. Президент Российской Федерации

Вопрос 5. Национально-государственное устройство Российской Федерации и его принципы

Вопрос 4. Гражданство Российской Федерации. Его принципа

Вопрос 3.Принципы правового статуса личности

В Конституции РФ 1993 г. получили выражение и закрепление, сле­дующие принципы правового статуса личности.

1. Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных
общепризнанными принципами и нормами международного права.

Согласно этому принципу, Российская Федерация признает и ха­рактеризует права и свободы, свойственные цивилизованному обще­ству. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей Деклара­ции Прав Человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декаб­ря 1948 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и полити­ческих правах, вступивших в силу в 1976 г.

2. Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и
принадлежность их ему от рождения.

Он предполагает, что все люди признаются свободными и обла­дающими правами и свободами от рождения. Государство не вправе издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы чело­века и гражданина. Оно не может лишить гражданина РФ своего граж­данства. Граждане, в свою очередь, свободны действовать в пределах своих неотчуждаемых прав и свобод, для чего не требуется никаких дозволений.

3. Равенство прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип
сводится к следующему.

Во-первых, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Во-вторых, смысл этого равенства выявляется по отношению к закону и суду. Государство призвано гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, националь­ности, языка, происхождения, имущественного и должностного поло­жения и т.д.

В-третьих, равенство прав и свобод человека и гражданина обре­тает реальное существование благодаря и тому, что они объявляются Конституцией РФ непосредственно действующими.

4. Принцип единства прав и обязанностей граждан. Он, прежде всего, основывается на том, что нет прав без обязанностей, как нет и обязанностей без прав.

В отличие от ранее действовавшей Конституции РФ, новый Основ­ной Закон преимущественно возлагает обязанности на государство, закрепляя за гражданами минимум обязанностей. Объем обязаннос­тей, возлагаемых Конституцией на граждан, прежде всего, отвечает интересам общества и его членов.

Гражданство — один из основных элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, ре­гулируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным за­коном «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Федерально­го закона «О гражданстве Российской Федерации». Гражданство определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство — правовое состояние, а не фактическое. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживаю­щих на его территории. Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание го­сударства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отноше­ний гражданства.

Гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами считаются паспорт гражданина, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство.

Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянстве, длящемся от рождения до смерти гражданина, в установ­лении особого порядка их прекращения, не допускающего расторже­ния гражданства в одностороннем порядке.

Определение в Федеральном законе Российской Федерации граж­данства как связь лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, определило новую концепцию взаимоотношения личности и государства.

Принципы гражданства:

1) гражданство Российской Федерации является единым;

2) гражданство Российской Федерации является равным независи­мо от оснований приобретения;

3) гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Это выражается, во-первых, в закреплении законом нор­мы о том, что в Российской Федерации каждый человек имеет право на гражданство и, во-вторых. Конституция и Закон закреп­ляют право «гражданина Российской Федерации изменить граж­данство;

4) Конституция РФ и Закон закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства;

5) конституционный принцип гражданства — предоставляемая граж­данину Российской Федерации возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство);

6) российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пре­делами Российской Федерации;

7) гражданство Российской Федерации основано на отрицании авто­матического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении граж­данства другим супругом;

8) принципы защиты и покровительства граждан Российской Феде­рации, находящихся за пределами Российской Федерации, закреп­лены в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Федераль­ном законе «О гражданстве Российской Федерации».

Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое рас­пространяется суверенитет и власть государства.

В конституционном праве России есть понятия «территория Рос­сийской Федерации» и «территория субъекта Федерации». Отноше­ние между ними самое простое: первая включает в себя территории ее субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмот­рению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Под территорией понима­ется не только ее сухопутная часть, но также внутренние воды, терри­ториальное пюре, воздушное пространство над территориями субъек­тов (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов и др. Территориальное море — это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздуш­ное пространство по сложившейся правовой практике включает вы­соту до 100 км.

Под сухопутной и водной территориями расположены недра, о которых Конституция РФне упоминает. Тем не менее, по сложившемуся обычаю, они также входят в понятие государственной территории до технически доступной глубины.

К территории морских государств непосредственно примыкают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и исключительная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в отношении указанных свои суверенные права и юрисдикции, которые, однако, осуществляют­ся в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении ее естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега.

Исключительная экономическая зона — это морское пространство шириной до 200 миль от берега.

Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экономической зоны входит в ведение федеральных властей. Они призваны обеспечивать территориальную целостность Федерации и ее субъектов.

Режим границы Российской Федерации установлен Законом РФ о Государственных границах Российской Федерации от 1 апреля 1993 г., атакже рядом других нормативных актов и международных догово­ра с сопредельными государствами.

В принципах национально-государственного устройства Российской Федерации выражена позиция созидателей Конституции РФ, их представление о способе территориальной организации государственной власти в современной России.

Принципы национально-государственного устройства Российской Федерации следующие.

1. Совмещение национальной и территориальной основ структурной организации национально-государственного устройства Россий­ской Федерации. Это выражается, прежде всего, в том, что субъектами Российской Федерации провозглашаются не только национально-государственные образования, но и соответствующие административно-территориальные единицы.

2.Принцип свободного регионального развития субъектов Рос­сийской Федерации. Он находит свое выражение в ст. 72, 73, 76, 77
Конституции Российской Федерации.

3. Принцип равноправия и самоопределения народов лежит в основе одного из способов построения Российской Федерации — национального. Равноправие народов представлено в различных формах национальной государственности — автономных округов, автономной области, республик, в которые на основе волеизъявления самоопреде­лился тот или иной народ. В соответствии с Конституцией РФ они объявляются равноправными субъектами Российской Федерации.

Равноправие народов означает также свободное функционирова­ние национального языка. Как записано в Конституции РФ, «каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка».

Идея равноправия народов пронизывает все содержание ст. 29 Конституции РФ, согласно которой не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая национальную ненависть и вражду, запреща­ется пропаганда национального превосходства.

4. Принцип равноправия тождественных субъектов Российской Федерации. В Конституции РФ говорится о равноправных субъектах Российской Федерации применительно к республикам, краям, облас­тям, автономным округам.

5. Принцип взаимопомощи народов, их всестороннее сотрудниче­ство между собой.

Конституционно-правовой статус Президента РФ определен гла­вой 4 Конституции РФ.

Согласно Конституции РФ Президент является главой государ­ства, представляя Россию внутри страны и за ее пределами и выступая гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Прези­дент РФ не входит непосредственно ни в одну из ветвей власти, но тесно с ними взаимодействует, обеспечивая согласованное функцио­нирование органов государственной власти.

В Конституции РФ установлено, что Президент избирается на 6 го­да на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран рос­сийский гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Рос­сии не менее 10 лет. Порядок определяется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В та­ком случае избранным считается кандидат, набравший при голосова­нии большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов.

На тридцатый день со дня официального объявления о результа­тах выборов Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присут­ствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда. Текст присяги установлен в ст. 82 Конституции. Конституционные ограничения, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81), возможность отрешения его от должности (ст. 93), а также признание нормативных актов Президента РФ неконституционными (п. «а» ч. 2 ст. 125) выступают гарантиями от превращения Президента РФ в авторитарного правителя.

Президент обладает неприкосновенностью, имеет полномочия, свя­занные с формированием федеральных органов государственной вла­сти. Он назначает выборы депутатов Государственной Думы (п. «а» ст. 84 Конституции РФ); назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства РФ (п. «а» ст. 83); назначает по предло­жению председателя правительства его заместителей и федеральных министров (п. «д» ст. 83); представляет Совету Федерации кандидату­ры для назначения на должности судей Конституционного; Верховно­го, Высшего арбитражного судов, Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83).

Президент имеет полномочия в сфере законодательной власти, что выражается, в подписании и обнародовании федеральных законов, в обладании правом отлагательного вето; во внесении законопроектов в Государственную Думу, предложений о поправках и пересмотре Кон­ституции.

Большой объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной с деятельностью исполнительной власти. В частности, глава государства вправе председательствовать «а заседаниях правитель­ства, принимать решения об отставке правительства, а также вправе отменить постановления и распоряжения правительства. Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности своих пол­номочных представителей.

Как глава государства Президент обладает широкими полномочи­ями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет ос­новные направления внешней политики, ведет переговоры и подписы­вает международные договоры, утверждает военную доктрину Рос­сии и является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Си­лами России.

Президент РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом от 19 июля 2004 г. «О референдуме Российской Федерации» вправе назначать всероссийский референдум.

К полномочиям Президента как главы государства отнесено ре­шение вопросов гражданства, предоставление политического убежи­ща, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий, высших воинских и высших специальных званий Российской Федерации, осуществление помилования. Президент как глава государ­ства обладает и другая полномочиями, издавая указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации (ст. 94) — представительный и законодательный орган.

Согласно Конституции РФ (ст. 95) Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации определен Конституцией РФ и Фе­деральным законом. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Палаты Федерального Собрания самостоятельно решают вопро­сы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента, посланий Конституцион­ного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами Феде­рации, утверждение указа Президента о введении военного и чрезвы­чайного положения; решение вопросов о возможности использова­ния Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституци­онного, Верховного, Высшего арбитражного судов; назначение на дол­жность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума — избираемый государственный орган. Порядок избрания ее 450 депутатов установлен Федеральным зако­ном «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Депутатом Государственной Думы мо­жет быть избран российский гражданин, достигший 21 года и имею­щий право участвовать в выборах. Выборы депутатов Государствен­ной Думы проводятся пропорциональной системе. Срок полномочий Государственной Думы – 5 лет.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение председателя правительства; назначение на должность и освобождение от должно­сти председателя Центрального банка Российской Федерации; назна­чение на должность и освобождение от должности председателя Счет­ной палаты; назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдви­жение обвинения против Президента Российской Федерации для от­решения его от должности.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Ду­мой принимаются федеральные законы РФ, федеральные конституционные законы, а Советом Федерации одобряются федераль­ные конституционные законы (ст. 108).

Внутреннее строение палат парламента предполагает комитеты и комиссии, что определено ст. 101 Конституции РФ, а также их регламентами. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания, решают вопросы организации своей деятельности; осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания. Организация и проведение парламентских слушанийвозлагаются на соответствующие комитеты палаты.

Правительство Российской Федерации согласно Конституции РФ осуществляет исполнительную власть. Положение Правительства как высшего органа федеральной исполнительной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе. «О Правительстве Российской Федерации».

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти РФ, обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России. Оно направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации.

В состав федерального правительства входят председатель правительства, заместители председателя правительства и федеральные министры (ч. 2 ст. 110). Председатель правительства РФ назначается главой государства с согласия Государственной Думы (ч. 1 ст. 111). Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 113). В слу­чае временного отсутствия председателя правительства его обязан­ном исполняет один из его заместителей.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий главы государства и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116). Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом (ч. 1 ст. 117). В свою очередь, Президент сам может принять решение об отставке правительству. В таком взаимовлиянии проявляется принцип сдержек и противовесов.

Полномочия правительства РФ связаны с различными сферами
жизнедеятельности общества. Так, в области экономики правительство осуществляет регулирование экономических процессов. В сфе­ре бюджета и финансов правительство разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д. В социальной сфере правительство РФ принимает меры к реализации трудовых прав граждан, обеспечивает проведение единой социальной политики. В области науки, культуры и образования федеральное правительство разрабатывает и осуществляет политику госу­дарственной поддержки развития науки, культуры, образования. В области природопользования и охраны окружающей среды прави­тельство РФ организует деятельность по рациональному использо­ванию, воспроизводству и охране природных ресурсов. В области укрепления законности и правопорядка правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обес­печения безопасности личности, общества и государства; осуществ­ляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, ох­ране собственности; в области обороны и государственной безо­пасности правительство осуществляет меры по обеспечению оборо­ны страны и др.

Правительство обладает правом законодательной инициативы.

Полномочия правительства России реализуются посредством его актов — постановлений и распоряжений, которые издаются на основа­нии и восполнении Конституции РФ, федеральных законов и норматив­ных указов главы государства. Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения правительства обязатель­ны к исполнению в Российской Федерации.

Местное самоуправление — это система организации и деятельно­сти граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения под свою ответственность, управление муниципальной собственностью, с учетом интересов всех жителей данной территории.

Эта система представляет собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых реализуются принципы и функции местного самоуправления. Органы государственной власти России, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления обладают своей компетенцией. Структура и организационные основы деятельности органов местного самоуправ­ления подробно определены в положениях о местном самоуправле­нии, в которых закрепляются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления, распределение полномочий меж­ду ними, формы ответственности органов местного самоуправления перед населением, вопросы муниципальной службы и т.п.

В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории.

Для эффективного функционирования государства необходим баланс интересов государственных (Российской Федерации и субъек­тов Российской Федерации) и местных, то есть общих интересов жителей каждого отдельно взятого городского, сельского поселения, иного муниципального образования. Роль выразителя местных инте­ресов и призвано играть местное самоуправление.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление само­стоятельно в пределах своих полномочий. Органы местного самоуп­равления не входят в систему Органов государственной власти. Госу­дарством признается и защищается муниципальная собственность, в том числе собственность на землю и другие природные ресурсы. Дан­ные конституционные положения направлены на обеспечение полити­ческой и правовой стабильности положения местного самоуправле­ния в системе публичной власти.

Конституционные положения, касающиеся местного самоуправле­ния, конкретизированы Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: