В последнее десятилетие прошлого века в условиях возрастания конкурентной борьбы и поиска новых конкурентных преимуществ стала широко использоваться зарубежными компаниями социальная лояльность для пропаганды своей социально-этической ответственности перед обществом. Однако чтобы перейти от пропаганды к конкурентному преимуществу, требуется подтверждение такой декларации независимой стороной.
Инициативу в разработке и принятии официального документа, содержащего критерии социально-этической ответственности, а также механизм доказательства соответствия организации этим нормам, проявило большое число производственных фирм, банков, профсоюзных организаций, университетов СЩА и Великобритании. В результате общих усилий на основе консенсуса заинтересованных сторон был принят стандарт SA 8000, который де-факто приобрел статус международного.
В основу положений стандарта SA 8000 (Social Accountability) положены документы:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- ряд конвенций и рекомендаций Международной организации труда, международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000.
Всемирно принятой формой доказательства соответствия является сертификация третьей стороной, однако для этого необходимо наличие соответствующего органа, аккредитованного на право проведения независимого аудита и сертификации по требованиям SA 8000. Во главе этой деятельности поставлен Совет экономических приоритетов, в рамках которого создана специальная аккредитующая организация, проводящая свою работу на основе Руководства ИСО/МЭК 62.
Стандарт SA 8000 установил критерии для оценки социальной лояльности (ответственности) организаций:
(см. след. стр.)
Гигиена и безопасность труда:
|
Компания обязана признавать право каждого работника выбирать профсоюз и заключать договор в рамках действующего законодательства
|
Если имеются законодательные ограничения, компания
предоставляет альтернативные возможности для создания
независимых и свободных ассоциаций
|
Социально-лояльная компания не проводит и не способствует
дискриминации при найме, вознаграждении, обучении,
карьерном росте, выходе на пенсию, увольнении на
основании расовых, кастовых, национальных, религиозных,
половых и иных различиях
|
Требования здесь сводятся к отказу от использования телесных
наказаний, морального и физического принуждения и
словесных оскорблений
|
Компания запрещает действия и жесты, слова и физические
прикосновения сексуального, угрожающего,
оскорбительного или принуждающего характера
|
При организации рабочей недели компания, руководствуясь
законодательством, гарантирует загрузку персонала не
более 48 часов в неделю с обязательным по крайней мере
одним выходным днем
|
Сверхурочная работа не должна превышать 12 часов в неделю,
оплачиваться по повышенной ставке и допускается в
исключительных и обоснованных случаях
|
Свобода ассоциации и право заключения коллективных договоров:
|
Дисциплинарные взыскания:
|
Компания не должна допускать ситуаций, связанных с риском, опасностью или угрозой для здоровья детей
|
Дети не должны быть заняты в ночное время
|
Дети не должны работать в часы школьных уроков
|
Общее время работы и учебы, включая дорогу, не должно превышать восьми часов в сутки
|
Лояльная компания не должна использовать или поощрять принудительный труд, то есть любую работу или услугу, производимую человеком без его добровольного согласия, под угрозой какого-либо наказания
|
Компания не должна заставлять персонал сдавать какое-либо имущество или документы перед началом работы на компанию
|
В компании должен быть топ-менеджер, ответственный загигиену и безопасность труда
|
В компании должны быть обеспечены и документально оформлены меры по предотвращению несчастных случаев и ущерба персоналу
|
Компания должна гарантировать проведение регулярного обучения персонала в области гигиены и безопасности
|
В организации должны быть чистые ванные комнаты, свободный доступ к питьевой воде, гигиенические условия для хранения пищи
|
Должна быть налажена регулярная отчетность топ-менеджера о его работе
|
Гарантия соответствия заработной платы по крайней мере
установленному законом минимуму
|
Исключение из практики нелегальных схем заключения
контрактов, направленных на уклонение от своих
обязательств перед работниками
|
Гарантия отсутствия вычетов из заработной платы за
дисциплинарные нарушения
|
Регулярное разъяснение работникам правил начисления
заработной платы и премий (бонусов)
|
Гарантия выплат либо наличными, либо чеками по согласованию
с работником
|
Политика социальной лояльности
|
Четкое планирование и исполнение планов по обеспечению
социальной лояльности
|
Контроль со стороны топ-менеджеров
|
Контроль за соответствием деятельности поставщиков и
субподрядчиков требованиям SA 8000
|
Открытость для аудита и проверок
|