Сертификация социальной ответственности

В последнее десятилетие прошлого века в условиях возрастания конкурентной борьбы и поиска новых конкурентных преимуществ стала широко использоваться зарубежными компаниями социальная лояльность для пропаганды своей социально-этической ответственности перед обществом. Однако чтобы перейти от пропаганды к конкурентному преимуществу, требуется подтверждение такой декларации независимой стороной.

Инициативу в разработке и принятии официального документа, содержащего критерии социально-этической ответственности, а также механизм доказательства соответствия организации этим нормам, проявило большое число производственных фирм, банков, профсоюзных организаций, университетов СЩА и Великобритании. В результате общих усилий на основе консенсуса заинтересованных сторон был принят стандарт SA 8000, который де-факто приобрел статус международного.

В основу положений стандарта SA 8000 (Social Accountability) положены документы:

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- ряд конвенций и рекомендаций Международной организации труда, международных стандартов ИСО серий 9000 и 14000.

Всемирно принятой формой доказательства соответствия является сертификация третьей стороной, однако для этого необходимо наличие соответствующего органа, аккредитованного на право проведения независимого аудита и сертификации по требованиям SA 8000. Во главе этой деятельности поставлен Совет экономических приоритетов, в рамках которого создана специальная аккредитующая организация, проводящая свою работу на основе Руководства ИСО/МЭК 62.

Стандарт SA 8000 установил критерии для оценки социальной лояльности (ответственности) организаций:

(см. след. стр.)

Детский труд:
 
Гигиена и безопасность труда:
 
Компания обязана признавать право каждого работника выбирать профсоюз и заключать договор в рамках действующего законодательства
Если имеются законодательные ограничения, компания предоставляет альтернативные возможности для создания независимых и свободных ассоциаций
Социально-лояльная компания не проводит и не способствует дискриминации при найме, вознаграждении, обучении, карьерном росте, выходе на пенсию, увольнении на основании расовых, кастовых, национальных, религиозных, половых и иных различиях
Требования здесь сводятся к отказу от использования телесных наказаний, морального и физического принуждения и словесных оскорблений
Компания запрещает действия и жесты, слова и физические прикосновения сексуального, угрожающего, оскорбительного или принуждающего характера
При организации рабочей недели компания, руководствуясь законодательством, гарантирует загрузку персонала не более 48 часов в неделю с обязательным по крайней мере одним выходным днем
Сверхурочная работа не должна превышать 12 часов в неделю, оплачиваться по повышенной ставке и допускается в исключительных и обоснованных случаях
Свобода ассоциации и право заключения коллективных договоров:
 
Дискриминация:
 
Дисциплинарные взыскания:
 
Рабочее время:
 
Принудительный труд:
 
Компания не должна допускать ситуаций, связанных с риском, опасностью или угрозой для здоровья детей
Дети не должны быть заняты в ночное время
Дети не должны работать в часы школьных уроков
Общее время работы и учебы, включая дорогу, не должно превышать восьми часов в сутки
Лояльная компания не должна использовать или поощрять принудительный труд, то есть любую работу или услугу, производимую человеком без его добровольного согласия, под угрозой какого-либо наказания
Компания не должна заставлять персонал сдавать какое-либо имущество или документы перед началом работы на компанию
В компании должен быть топ-менеджер, ответственный загигиену и безопасность труда
В компании должны быть обеспечены и документально оформлены меры по предотвращению несчастных случаев и ущерба персоналу
Компания должна гарантировать проведение регулярного обучения персонала в области гигиены и безопасности
В организации должны быть чистые ванные комнаты, свободный доступ к питьевой воде, гигиенические условия для хранения пищи
Должна быть налажена регулярная отчетность топ-менеджера о его работе

Гарантия соответствия заработной платы по крайней мере установленному законом минимуму
Исключение из практики нелегальных схем заключения контрактов, направленных на уклонение от своих обязательств перед работниками
Гарантия отсутствия вычетов из заработной платы за дисциплинарные нарушения
Регулярное разъяснение работникам правил начисления заработной платы и премий (бонусов)
Гарантия выплат либо наличными, либо чеками по согласованию с работником
Политика социальной лояльности
Четкое планирование и исполнение планов по обеспечению социальной лояльности
Контроль со стороны топ-менеджеров
Контроль за соответствием деятельности поставщиков и субподрядчиков требованиям SA 8000
Корректирующие меры
Открытость для аудита и проверок
Вознаграждение:
 
Система управления:
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: