АККОРД
Аккорд – это созвучие, состоящее из трёх- и более звуков.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.
Звуки трезвучия имеют названия: прима, терция, квинта.
Трезвучия бывают четырёх видов:
Мажорное (Б5/3) – имеет строение: б.3 + м.3 Минорное (М5/3) – имеет строение: м.3+б.3
Увеличенное (Ув.5/3) - б.3+б.3
Уменьшённое (Ум. 5/3) - м.3+м.3
ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ
Трезвучие имеет два обращения. Первое обращение образуется от переноса нижнего звука трезвучия (примы) на октаву вверх, называется секстаккорд (6), имеет строение:
Б 6 = м.3 + ч.4 Ум 6 = м.3 + ув.4
М 6 + б.3 + ч.4 Ув 6 = б.3 + ум.4
Второе обращение трезвучия образуется от переноса нижнего звука
секстаккорда (терции) на октаву вверх, называется квартсекстаккорд (64), имеет строение:
Б64 = ч.4 + б.3 Ум 64= ув.4 + м.3
М64 = ч.4 + м.3 Ув64 = ум.4 + б.3
|
|
ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА
Главныминазываются трезвучия, характеризующие данный лад (в мажоре они мажорные, в миноре – минорные), и ступени на которых они строятся: I, IV, V ступени.
Трезвучие, построенное на I ступени, называется тоническим, обозначается T5/3, t5/3, в него входят I – III – V ступени.
Трезвучие, построенное на IV ступени, называется субдоминантовым, обозначается S5/3, s5/3, в него входят IV – VI – I ступени.
Трезвучие, построенное на V ступени, называется доминантовым, обозначается D5/3 (в мажоре и гармоническом миноре), в него входят V – VII (VII+) - II ступени. (Минорная доминанта, d5/3, применяется в натуральном ладу чаще в народной музыке).
Соединение аккордов
Последовательность аккордов T и S образует плагальный оборот, сочетание аккордов T и D образует автентический оборот.
Аккорды T – S, T – D соединяются гармонически, при этом общий звук остается на месте в том же голосе, а два других идут на ступень вниз, или вверх по схеме:
S
T T
D
От T к S – на ступень вверх, от S к T – на ступень вниз. От T к D два свободных звука идут на ступень вниз, от D к T - на ступень вверх (смотри схему).
S и D не имеют общих звуков – соединяются мелодически – движение всех голосов вниз
Субдоминанта и доминанта не имеют общих звуков, соединяются мелодически,движением всех голосов вниз от S в ближайшие звуки D (смотри схему).
|
|