Аккорд. Обращение трезвучий. Главные трезвучия лада. Соединение аккордов

АККОРД

Аккорд – это созвучие, состоящее из трёх- и более звуков.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трёх звуков, расположенных по терциям.

Звуки трезвучия имеют названия: прима, терция, квинта. 

Трезвучия бывают четырёх видов:

     Мажорное (Б5/3) – имеет строение: б.3 + м.3     Минорное (М5/3) – имеет строение: м.3+б.3

     Увеличенное (Ув.5/3) -                  б.3+б.3

     Уменьшённое (Ум. 5/3) -                     м.3+м.3

 

ОБРАЩЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ

Трезвучие имеет два обращения. Первое обращение образуется от переноса нижнего звука трезвучия (примы) на октаву вверх, называется секстаккорд (6), имеет строение: 

              Б 6 = м.3 + ч.4                       Ум 6 = м.3 + ув.4

              М 6 + б.3 + ч.4                       Ув 6 = б.3 + ум.4

 Второе обращение трезвучия образуется от переноса нижнего звука

секстаккорда (терции) на октаву вверх, называется квартсекстаккорд (64), имеет строение: 

             Б64 = ч.4 + б.3                     Ум 64= ув.4 + м.3

             М64 = ч.4 + м.3                    Ув64 = ум.4 + б.3

 

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА

Главныминазываются трезвучия, характеризующие данный лад (в мажоре они мажорные, в миноре – минорные), и ступени на которых они строятся: I, IV, V ступени. 

Трезвучие, построенное на I ступени, называется тоническим, обозначается T5/3, t5/3, в него входят I – III – V ступени. 

Трезвучие, построенное на IV ступени, называется субдоминантовым, обозначается S5/3, s5/3, в него входят IV – VI – I ступени. 

Трезвучие, построенное на V ступени, называется доминантовым, обозначается D5/3 (в мажоре и гармоническом миноре), в него входят V – VII (VII+) - II ступени. (Минорная доминанта, d5/3, применяется в натуральном ладу чаще в народной музыке).

 

Соединение аккордов

 

Последовательность аккордов T и S образует плагальный оборот, сочетание аккордов T и D образует автентический оборот.  

Аккорды T – S, T – D соединяются гармонически, при этом общий звук остается на месте в том же голосе, а два других идут на ступень вниз, или вверх по схеме: 

                                                               S

                                           

                                                     T              T

                                                       

                                                                D

 

От T к S – на ступень вверх, от S к T – на ступень вниз. От T к D два свободных звука идут на ступень вниз, от D к T - на ступень вверх (смотри схему).

 

S и D не имеют общих звуков – соединяются мелодически – движение всех голосов вниз 

Субдоминанта и доминанта не имеют общих звуков, соединяются мелодически,движением всех голосов вниз от S в ближайшие звуки D (смотри схему).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: