Вводный септаккорд (DVII7). Лад, тональность, гамма

ВВОДНЫЙ СЕПТАККОРД (DVII7)

Вводным называется септаккорд, построенный на VII ступени мажора и гармонического минора, обозначается DVII7. По интервальному строению бывает: МVII7 (малый вводный) и УмVII7 (уменьшённый вводный).

1) Малый вводный септаккорд, или малый уменьшённый (мУм7) имеет строение м.3+м.3+б.3, крайние звуки образуют м.7, а в основании лежит Ум.5/3. Встречается в натуральном мажоре.

2) Уменьшённый вводный септаккорд, или дваждыуменьшённый септаккорд (умУм7) имеет строение м.3+м.3+м.3, крайние звуки образуют интервал ум.7, а в основании лежит Ум 53. Встречается в гармоническом мажоре и миноре.

Разрешается DVII7 двумя способами:

1) в T 53 с удвоенной терцией, по принципу: прима, терция идут на ступень вверх, квинта, септима – на ступень вниз. Т.о., далее… DVII65 – T6, DVII43– T6, DVII2 – T64 – с удв. терцией.

2) в T5 53 через D65 по схеме: DVII7 – D65 – T 53 по правилу «круга»: прима,

терция, квинта – на месте, септима идёт на ступень вниз. Т.о. далее...  DVII65 – D43, DVII43 – D2, DVII2 – D7.

 

ЛАД, ТОНАЛЬНОСТЬ, ГАММА

Лад – взаимодействие звуком музыкальной системы между собой.

Гамма – движение звуков по порядку от тоники до тоники.

Тональность – взаимоотношение устойчивых и неустойчивых звуков. Мажорная гамма имеет строение: тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон. Мажор бывает трёх видов:1) натуральный,  

2) гармонический – при движении вверх и вниз понижается VI ступень (VI-), 3) мелодический – при движении вниз понижаются VI и VIIступени (Для поступающих). 

Минорная гамма имеет строение: тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон. Минор бывает трёх видов: 1) натуральный, 2) гармонический – при движении вверх и вниз повышается VII ступень (VII+), 3) мелодический – при

движении вверх повышаются VI иVII ступени, при движении вниз эти повышения отменяются.

Параллельными называются тональности с одинаковым количеством ключевых знаков, но разного ладового наклонения.

Одноимёнными называются тональности с одинаковой тоникой, но разного лада.

Энгармонически равными называются тональности одинаковые по звучанию, но разные по названию и написанию.

Квинтовый круг тональностей – это расположение тональностей по чистым квинтам по часовой стрелке - в сторону диезов, против часовой стрелки – в сторону бемолей.   

Хроматизм – изменение любой ступени гаммы, приводящее к новым ладовым тяготениям (тональностям).

 Виды хроматизмов: 1) проходящие, 2) вспомогательные, 3)взятые, или брошенные скачком.

Альтерация – изменение неустойчивых ступеней гаммы, усиливающих их ладовое тяготение.

  Альтерированная мажорная гамма: при движении вверх повышаются II и IV ступени, при движении вниз VI и II ступени.  

  Альтерированная минорная гамма: при движении вверх повышаются IV и

VII ступени, при движении вниз IV и II ступени.

    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: