не успевает закрепиться в долговременной памяти, или становится неактуальным. В качестве примера можно напомнить фрагмент из фильма «Джентльмены удачи» - сцену, где вор рекомендует человеку, к которому он проник как грабитель, лекарство от болезни. Потерпевший так поражен ситуацией (оказалось, что грабитель страдает тем же недугом) и так увлечен обсуждением способов лечения их общей болезни, что ОТВЛЕКАЕТСЯ от наличной ситуации, и они вместе, дружески беседуя, идут в бар, чтобы отметить свое знакомство. ПРИЧИНЫ постоянной Физическое недомогание или весенний авитаминоз Давно известно, что рассеянность, как невозможность удерживать концентрацию внимания, зависит от ряда физиологических факторов: возраста, болезни, утомления или авитаминоза. Например, в блокадном Ленинграде весной 1942 г. многие жители жаловались на трудности удержания внимания и недостаточной длительности его концентрации. Неуважительное отношение к окружающим людям. Не верь жалобам на природную забывчивость!
Причиной рассеянности может быть и ЭГОИЗМ, порождающий НЕУВАЖИТЕЛЬНОЕ отношение к окружающим. В последнем случае она обычно обусловлена не нарушением переключаемости, а нарочитым невниманием к интересам нижестоящих лиц. Именно о таких людях писал Аркадий Аверченко: «Для обыкновенных людей такой рассеянный человек чистое мучение: он надевает чужие калоши, иногда новые вместо своих старых, целует чужих жен, думая, что это его собственная, и всегда забудет то, что обещал или что ему поручили сделать». |
Концентрация внимания и погруженность в задачу. О рассеянности ученых Причиной рассеянности может быть и наличие МОЩНОГО ФОКУСА глубинных интересов. Человек, глубоко сконцентрированный на внутренней, особо важной для него задаче, подсознательно пытается избежать усилий на переключение, поэтому и не переключается с любимой задачи на внешние раздражители. О рассеянности ученых известно множество анекдотов. Их рассеянность является оборотной стороной максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете интересов. Они настолько глубоко погружены в свои мысли, так сконцентрированы на них, что при столкновении с житейскими мелочами не переключаются и могут оказаться в смешном положении. Причина подобной рассеянности главным образом в том, что, выработав бытовые стереотипы, ученые пользуются каждым случаем, чтобы вывести из сознания даже контроль за их исполнением или своевременным переключением на другую программу и тем самым полностью освободить поле внимания для решения основной научной задачи. Такая рассеянность не является осознанным пренебрежением ситуацией «здесь и теперь». Она — не свидетельство отсутствия интереса к окружающим, она объясняется присутствием личности в ИНОЙ, но вполне определенной, хотя и воображаемой, среде.
Немало рассказывали о рассеянности известного композитора и химика Александра Бородина. Как-то, когда у него были гости, утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в переднюю. Или такой случай. Бородин поехал с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил: как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности никак не мог сразу вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время в комнату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней: «Катя! Ради Бога, как тебя зовут?» |
Непревзойденной была рассеянность Исаака Ньютона. Однажды его посетил друг и, не застав хозяина дома, съел приготовленный на столе обед и ушел. Вернувшийся домой Ньютон увидел на столе пустую посуду и удивился: «Однако как мы, философы, рассеянны — оказывается я уже пообедал». Рассказывают и такую историю. Приходит Николай Жуковский к себе домой, звонит, из-за двери спрашивают: «Вам кого?» Он в ответ: «Скажите, дома ли хозяин?» — «Нет». — «А хозяйка?» — «Нет и хозяйки. А что передать?» — «Скажите, что приходил Жуковский». И еще один факт. Однажды у известного математика Давида Гильберта был званый вечер. После прихода одного именитого гостя мадам Гильберт отвела мужа в сторону и сказала ему: «Давид, пойди и смени галстук». Гильберт ушел. Прошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хозяйка дома отправилась на поиски супруга и, заглянув в спальню, обнаружила его в постели. Тот крепко спал. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автоматически стал раздеваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать. Здесь мы опять сталкиваемся с доминированием стереотипного поведения. НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ — Новый жест — слелствне появление нового знаколлого Характерные жесты и слова — МАРКЕР конкретного человека, по которым его можно опознать. Для иллюстрации напомним сцену из фильма «Мертвый сезон». Это тот эпизод, когда герой обратил внимание на специфический жест гитлеровского палача — как бы снимание паутины с лица. Полезно иметь в виду, что возникновение на горизонте нового знакомого обнаруживается обычно появлением в общении необычных слов или жестов, заимствованных от этого знакомого. |
Острая наблюдательность н международный жулик Особую наблюдательность можно иллюстрировать отрывком из книги Валентина Катаева «Трава забвения». «Горький, Андреев и Бунин сидели в ресторане в Неаполе. Тогда была в моде такая игра. Вот зашел человек и дается три минуты, чтобы посмотреть и разобраться в нем. Горький посмотрел и говорит: он бледный, на нем серый костюм, узкие красивые руки — и все. Андреев смотрел минуты три и понес чепуху, даже цвет костюма заметить не успел. А вот у Бунина был очень зоркий глаз. Посмотрел и за три минуты все успел охватить, он даже детали костюма описал, отметив, что галстук с какими-то крапинками, что неправильный ноготь на мизинце, даже бородавку успел увидеть. Все это он подробно описал, а потом подумал и сказал, что это международный жулик. Тогда они позвали метрдотеля и спросили, кто этот человек. Тот сказал, что этот человек откуда-то часто появляется в Неаполе и у него дурная слава». Как я пряталась в шкафу Приведу пример из своей школьной жизни. Однажды возник вопрос: была ли я на уроке? На самом деле весь урок я просидела в шкафу, где хранились карты и пособия. Мои соученицы это знали. Далее возмущенная учительница сделала мне публичный выговор за прогул, а я заявила, что весь урок была в классе. Тогда она обратилась с вопросом к классу: «Была ли Грановская на этом уроке?» Все в один голос сказали «ДА»! Учительница впала в истерику, и разразился большой скандал.
ПРИЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Навыки лейтенанта Коломбо Телесериал «Лейтенант Коломбо» демонстрирует целую палитру приемов, ПАРАЛИЗУЮЩИХ БДИТЕЛЬНОСТЬ. |
Эти приемы нужным образом организуют внимание подозреваемых, снижают их напряжение и тем самым ускоряют расследование преступления. Рассмотрим их. A. Внешний вид — ЗАУРЯДНОСТЬ во всем, от походки и затрапезного плаща до старенькой и дешевенькой машины — ничего, что обращало бы на себя внимание. Б. Скромная манера поведения, еда на ходу и непрерывные извинения за свое вторжение — эти особенности позволяют ему занять ПРИНИЖЕННУЮ ПОЗИЦИЮ (малообразованности и низкого социального статуса, что в обыденном сознании не совместимо с острым умом). Тем самым снимается бдительность. Человек столь незаметный не имеет статуса и поэтому не опасен. B. При желании получить значимую информацию МОТИВЫ ее необходимости ПРОЕЦИРУЮТСЯ на другое лицо — либо строгое начальство требует задавать «таким хорошим» людям всякие неприятные вопросы, либо это будет интересно или приятно жене, которая так интересуется именно этим человеком. Также возможны приземление и перенос мотивов поведения на малозначимое лицо. Г. Самый главный вопрос Коломбо задает уже после всех извинений и прощания, когда все опасения у подозреваемого позади, КОГДА он СНЯЛ ЗАЩИТУ, снизил концентрацию внимания и в этот самый момент — вопрос! Д. Максимальное привлечение подозреваемого к расследованию с учетом того факта, что при любом желании скрыть информацию (если она имеется) эта информация неизбежно будет искажать его поведение и ответы, отклоняя их от нормы. НАРУШЕНИЯ ОБЫЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ можно заметить, надо только быть предельно внимательным.
Е, Умение «прикинуться шлангом» перед начальством, когда под напором «значимых лиц» оно предпочитает прекратить расследование. Начальство попадается на ту же удочку, что и преступники: «Ну что сможет этот „простак"»? Ж. Стремление осуществлять ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ — пожать руку, прикоснуться к плечу, похлопать по руке и т. п. В этом случае скрыть имеющуюся напряженность труднее, чем в процессе разговора. |
УЧЕТ НАЦИОНАЛЬНЫХ |
Как Эркюль Пуаро снижал длительность англичан «Пуаро, почему вы иногда говорите на правильном английском, а порой нет?» Пуаро рассмеялся: «Ах, вот что! Я объясню. Правда, я могу говорить на правильном английском языке. Но друг мой, разговор на ломаном английском имеет огромные преимущества. Люди вас начинают ПРЕЗИРАТЬ. Они говорят: „Иностранец, даже не умеет правильно говорить по-английски". В мою задачу не входит потрясать людей. Напротив, я не возражаю, чтобы меня немного высмеивали. К тому же я ХВАСТАЮ. Англичане обычно говорят: „Парень, который так много мнит о себе, НЕ МОЖЕТ МНОГО СТОИТЬ". Такова английская точка зрения. Она совсем неправильна. Но таким путем я избавляю людей от НАСТОРОЖЕННОСТИ». СПОСОБ ПРИВЛЕЧЬ И УДЕРЖАТЬ Калигула — люлоел! Замечательный русский юрист Анатолий Федорович Кони был великолепным мастером завоевания и удержания внимания в аудитории. Как он этого добивался? Он приводил такой пример из своей практики: «Например, надо говорить о Калигуле, римском императоре. Если лектор начнет с того, что Калигула был сыном Германика и Агриппины, что родился в таком-то году, унаследовал такие-то черты характера, так-то и там-то жил и воспитывался, то... внимание вряд ли будет зацеплено. Почему? Потому, что в этих сведениях нет ничего необычного и интересного для того, чтобы завоевать внимание. Давать этот материал все равно придется, но не сразу, а только тогда, когда уже привлечено внимание присутствующих, когда оно из |
рассеянного станет сосредоточенным. Стоять нужно на подготовленной почве, а не на первой попавшейся, случайной. Это закон. Поэтому первые слова должны быть совершенно простыми... Можно начать так: „В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна: сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было очень жалко тех ребят, которых великан резал как поросят огромным ножом и бросал в дымящийся котел. Когда я подрос и узнал...” Далее переходные слова к Калигуле. Вы спросите, при чем тут людоед? А при том, что людоед в сказке, и Калигула в жизни — братья по жестокости». Поэтому даже если слушатели запомнят только это вступление, и то в памяти у них сохранится его главная черта. Начало лекции А. Ф. Кони о законе вселлирного тяготения Лекцию о законе всемирного тяготения А. Ф. Кони советовал начинать так: «В рождественскую ночь 1642 г. в Англии, в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке — Исаак Ньютон». И далее переход к существу темы через сентенцию о великом и малом. ОГРАНИЧЕННАЯ Ночной пациент Для демонстрации ограниченности устойчивости внимания я применяю следующий прием. В аудитории студентам или преподавателям я вслух читаю короткий рассказ. Длительность его прочтения составляет ТРИ МИНУТЫ. Обычно для этого я использую рассказ Льва Шейнина «Ночной пациент». Он написан с целью показать следователям ограниченную точность свидетельских показаний. 46 |
После того как заканчивается чтение, всем присутствующим предлагается ответить на ряд вопросов по данному рассказу. И тут со всей очевидностью обнаруживается, что на часть вопросов, ответы на которые в тексте присутствовали, многие ответить не смогли, зато с полной уверенностью отвечали на ряд других, относительно которых необходимая информация в рассказе отсутствовала. Такой простой эксперимент давал возможность ОЩУТИТЬ на себе меру устойчивости своего внимания на коротком временном интервале — всего 3 минуты, когда о забывании говорить не приходится. |
ПАМЯТЬ И ГРАНИЦЫ ЕЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ |
ЗАПЕЧАТЛЕВАНИЕ НА |
Полосатые штаны Механизм импринтинга — ВПЕЧАТЫВАНИЯ В ПАМЯТЬ первого впечатления — обеспечивает связь между информацией врожденной и информацией приобретаемой за счет накопления личного опыта. Именно информация, введенная в течение короткого чувствительного периода, выступает в дальнейшем у человека как фундамент для построения внутренней картины мира. Сначала импринтинг был обнаружен у птиц и млекопитающих и только потом у людей. Примером импринтинга птиц может служить эпизод, сообщенный этологом Конрадом Лоренцем. Он в инкубаторе вывел утят и регулярно выпускал их на прогулку. У вылупившихся утят запечатлелись полосатые брюки Лоренца, и именно эти полоски сформировали образ матери. Поэтому утята не соглашались отправляться к водоему, если экспериментатор был в другой одежде. Для того чтобы утята шли за ним и не потеряли его в густой траве, Лоренцу приходилось передвигаться на корточках (тогда большая поверхность брюк была видна утятам) и, кроме того, непрерывно крякать. «Когда я вдруг взглянул вверх, — пишет он, — то увидел над оградой сада ряд мертвенно-бледных лиц: группа туристов стояла за забором и со страхом таращила глаза в мою сторону. И неудивительно! Они могли видеть толстого человека с бородой, который тащился, скорчившись вдоль луга, то и дело оглядывался и крякал, а утята, которые могли хоть как- то объяснить подобное странное поведение, были скрыты от глаз изумленной толпы высокой весенней травой». ТАКТИЛЬНЫЙ КОНТАКТ ВКЛЮЧАЕТ Самое безопасное место — теплая и мягкая мама Импринтинг сохраняется на время созревания рефлекса самосохранения и проявляется в запоминании отличительных 49 |
черт родителя и следовании за ним. Это позволяет потомству находиться в зоне защиты и выживать. У млекопитающих, в отличие от птиц, неразвитость мышечной системы к моменту рождения не позволяет импринтингу проявиться в реакции следования, и он обнаруживается иначе. Например, в клетку новорожденных обезьян, изолированных от матери, ставили два муляжа, представляющие собой либо цилиндр из проволоки («проволочная мама»), либо такой же цилиндр, обтянутый мехом («меховая мама»). У каждой «мамы» была поилка с молоком, и каждая могла раскачиваться из стороны в сторону. Половину детенышей кормили из первого муляжа, половину — из второго. Интересно, что для тех, кого вскармливала «проволочная мама», была характерна поза обхватывания своего тела и головы. (Такая поза, усиливающая самоконтакт, обнаруживается и у человека всегда, когда ему необходима компенсация отсутствующего контакта с другими.) Независимо от того, из какого муляжа детеныш получал пищу, обезьянки проводили время в контакте с «меховой мамой». Возможность прижаться к меховой маме снижала их беспокойство. Подобный тактильный комфорт, обеспечиваемый «мамой», был для детенышей жизненно важным — выращенные без нее обезьянки обнаружили в дальнейшем тяжелые нарушения поведения. Например, самка была равнодушна к своему детенышу, не знала, что с ним делать и не могла его выхаживать, то есть у этих обезьян не выработалось адекватного материнского поведения (качать, кормить, носить). У человека чувствительный период импринтинга продолжается с двух до шести месяцев. В этот период ребенок тянется к любому человеку, даже незнакомому, и улыбается, потом эта реакция сменяется страхом перед незнакомыми людьми. Поэтому дети, воспитанные животными, практически утрачивают возможность включения в человеческое общество. |
ОСОБАЯ ПРОЧНОСТЬ Человек, которого в детстве укусила собака Под влиянием импринтинга чувственное состояние, сопутствующее восприятию значимой информации, запоминается быстрее. Прочное запоминание распространяется и на саму информацию, и на эмоциональное состояние, вызвавшее данное эмоциональное состояние. Мне известен случай, когда военный, неоднократно проявлявший на войне свое мужество и награжденный за это орденами, но в раннем детстве искусанный и напуганный собакой, затем пугался при каждой встрече с собаками и не мог с собой справиться. Он не осознавал, с чем связан этот страх, тем более, что ПРОИЗВОЛЬНОЕ воспроизведение чувств почти невозможно. Однако, когда в состоянии гипноза его вернули в ситуацию, причинившую травму, и добились «примирения» с той собакой, то по выходе из гипнотического состояния страх, преследовавший его несколько десятилетий, исчез. КРАТКОВРЕМЕННУЮ ПАМЯТЬ НАРУШАЕТ Своеврелленная пошечина Специфика кратковременной памяти связана с механизмом сохранения информации не в статических состояниях структур памяти, а в динамическом режиме. Специалист по исследованию памяти Карл Прибрам в качестве особенности кратковременной памяти выделил ее НЕПРОЧНОСТЬ — если эта динамика нарушается преждевременно, кратковременная память повреждается немедленно и необратимо. Однажды он привел в докладе на конференции такой шуточный пример. «Представьте себе, — сказал он, — что вы только что познакомились с девушкой, и она вам чрезвычайно понравилась. Вы делаете с ней несколько 51 |
первых шагов, и вот неприятность! Она встречает какого- то другого мужчину и дает ему свой домашний телефон. Что нужно делать в этом случае? НЕМЕДЛЕННО дать ему пощечину! Конечно, вы будете иметь неприятности от дамы сердца, но зато сможете спать спокойно. Если вы выполните эту акцию сразу, то я вам ручаюсь, что телефона он не запомнит, а если вы замешкаетесь, то такой надежности уже нет». АКТУАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ Миленькая Танечка Обнаружено, что забывание зависит от мотивации и структуры интересов. Приведу пример из своей практики. У меня была премиленькая лаборантка Танечка. Однажды ко мне обратился один профессор с жалобами на потерю памяти, в особенности, его огорчало, что он перестал запоминать имена и фамилии своих студентов. Как он считал, это происходило «от склероза». Я предложила ему проверить свою память с помощью тестов и попросила Танечку подготовить необходимые тестовые материалы, а пока мы беседовали на светские темы. В ходе этой беседы выяснилось, что имя лаборантки он запомнил с первого предъявления. Затем мы обсудили великое событие в его жизни — рождение и развитие внука. Оказалось, что он прекрасно помнит: рост и вес при рождении, когда прорезался первый, второй и последующие зубы, какое слово было первым и т. п. Таким образом, в этой зоне его интересов склероз тоже не обнаружился. Беспокоившее же его забывание фамилий студентов — это обычное следствие не склероза, а потери интереса к определенной части его жизни. То, что ему теперь интересно — внук и его особенности, а также имя прелестной Танечки, — он отлично помнит. |
СУВЕНИРЫ КАК МИНИ-ПАМЯТНИКИ — |
Спрятав подарок, вы гасите и память о дарителе Сувениры — по своему прямому назначению — миниатюрные памятники. Их ПРИОБРЕТАЮТ для сохранения памяти о неком эмоционально важном, обычно приятном событии. При этом надо обратить внимание и на то, что их и ВЫБРАСЫВАЮТ или УНИЧТОЖАЮТ, когда некое событие стремятся предать забвению и не вспомнить даже, случайно наткнувшись на старые памятные вещицы. Иногда аналогичную роль выполняют и подарки. МОЩНАЯ ЭМОЦИЯ НАРУШАЕТ Ненадежность показаний свидетелей Нарушение точности воспоминания иллюстрирует следующий эксперимент 3. Рабина: в одном из американских университетов студенты сидели в аудитории, опустив головы в экзаменационные листы. Внезапно дверь распахнулась и ворвалась невысокая молодая женщина, одетая в джинсы, клетчатую ковбойку и зеленую тирольскую шляпу. Она быстро бросила в студента, сидевшего в первом ряду, морковку и крикнула: «Федеральная селедка! Ты украл мои отметки!» При этом снаружи из коридора был слышен сильный хлопающий звук. Студент в первом ряду, одетый в униформу спортивного общества, вскрикнул и упал на пол. Нападавшая женщина выскочила из комнаты. Двое мужчин, одетых как санитары, вбежали в аудиторию, поставили жертву на ноги и быстро вывели его. Вся сцена с того момента, когда вбежала нападавшая, до того, как вывели жертву, заняла минуту. Влияние эмоционального шока проявилось, когда студентов попросили немедленно описать картину событий, 53 |
свидетелями которых они были. Для этого они должны были ответить на ряд вопросов. Результат оказался потрясающим. Поскольку инцидент был в высшей степени неожиданным и имел драматический вид, то большинство свидетелей не запомнили ни внешнего вида, ни обстоятельств вторжения. Вот некоторые вопросы и ответы. «Кто был нападающий?» Один студент писал: «Большой, германского типа... как голливудский спасатель». «Как был одет нападавший?» — «В униформу железнодорожного кондуктора». «Каково было оружие?» — «Убийца использовал нож с открытым лезвием». «Кто был жертвой?» — «Мужчина, одетый в брюки цвета хаки и голубой свитер». В описанных обстоятельствах деформацию следов памяти можно объяснить только эмоциональным воздействием, ибо фактор времени был исключен, и отнести забывание за счет преобразования информации во время длительного периода хранения нельзя. Нападение на профессора Приведем еще один пример. В аудитории, где находилось 140 студентов, организовали нападение на профессора. Спустя несколько недель студентов и профессора просили опознать нападавшего в наборе из шести фотографий. Поскольку инцидент был весьма драматичным, 60% присутствовавших, включая профессора, указали не того человека. СОБЫТИЕ, Забыл — значит теперь «это» тебе не очень важно У Зигмунда Фрейда есть пример о муже, несколько скептически относившемся к своей жене. Он считал ее слегка фригидной и даже «синим чулком». Однажды на какой-то 54 |
праздник она подарила ему очередную книгу. Он, сунув ее куда-то, забыл, где она, и много месяцев не мог ее найти. (В то время ее подарки для него были незначимы.) Затем их жизненная ситуация изменилась — тяжело заболела его мать. В новых обстоятельствах его жена проявила себя с самой лучшей стороны. Она самоотверженно и преданно ухаживала за свекровью. Как-то, вернувшись от больной матери, преисполненный чувством любви и благодарности к нежно заботящейся о ней жене, он открыл верхний ящик своего стола и без всякого труда обнаружил давно «пропавшую» книгу. Надпись на кольце царя Соломона: «И это пройдет!» Для снижения напряженности от некой неудачи полезно задать себе вопрос: «Помню ли я, что меня сильно расстраивало в прошлом году?» Известный менеджер Ли Якокка писал, что когда его что-либо сильно расстраивало, его отец обращался к нему с вопросом: «Скажи-ка мне, что тебя так огорчило в прошлом месяце? или в прошлом году? Вот видишь, ты даже не помнишь! Поэтому то, что тебя беспокоит сегодня, может быть, и не столь уж страшно?» ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ Хочешь запомнить — соотнеси с чем-то непривычным Образная память менее прочная, но более точная, чем эмоциональная. Сергей Эйзенштейн в фильме «Броненосец Потемкин» учел особенности образной памяти. Ситуация такова: на броненосце вспыхнул бунт из-за использования в пищу команде червивого мяса, которое лекарь признал годным. Когда вспыхнуло восстание, лекарь одним из первых полетел за борт. В фильме надо было напомнить, что доктор упразднен. Чего проще: на берег набегает волна и выносит труп. Однако Эйзенштейн поступает иначе — на |
леере броненосца болтается докторское пенсне. Это неожиданный и НЕПРИВЫЧНЫЙ ОБРАЗ, потому он прочно запоминается. Аналогичный эффект производит и сцена с детской коляской, съезжающей по лестнице. Приведенные эпизоды поясняют то обстоятельство, что лучше всего запоминается образ НЕПРИВЫЧНЫЙ. Яркость образа связана с его неожиданностью У Антона Павловича Чехова в пьесе «Чайка» неудачливый писатель так сравнивает себя с талантливым: «У него (талантливого) на плотине блестит горлышко от разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот лунная ночь и готова, а у меня и трепещущий свет луны, и тихое мерцание звезд, и далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе». Похожее описание каждый воспринимал и читал множество раз и поэтому оно не вызывает яркого образа из памяти. Наоборот, блеск горлышка разбитой бутылки — образ неожиданный и потому лучше запоминающийся. ПРИЧИНЫ ИСКАЖЕНИЯ СЛЕДА Снежная баба Воображение нарушает образ объекта в памяти. Если слово выступает ВНЕШНИМ фактором, искажающим воспоминание о событии, то воображение предстает как фактор ВНУТРЕННИЙ, направленно трансформирующий реальный образ. Стюарт Хеллер в своей книге приводит такой пример: «Когда моей дочери было около четырех лет, мы с женой впервые взяли ее посмотреть на снег. Она захотела слепить снежного человека, и мы помогли ей. В результате получился „малыш" размером около 2,5 футов в высоту. Дочка была очень возбуждена и довольна своим произведением. Когда, возвращаясь с гор, мы ехали 56 |
обратно, дочь увидела своих друзей. Она попросила меня остановиться, чтобы рассказать им о снежном человечке. Она выбралась из машины и возбужденно стала рассказывать. При его описании она рисовала жестами картину, по которой выходило, что человек был ростом около 4 футов. Она почти удвоила его высоту. Через два дня мы все пошли позавтракать к моим родителям. Наша дочь начала рассказывать о снежном человечке и сказала: „Дедушка, я сделала снежного человечка больше, чем ты“. Мой отец был 5 футов и 10 дюймов ростом и обладал более чем излишним весом. Это заставило меня подумать о том, как работают память и воображение ребенка. Когда дочь не имела возможности видеть реальный объект, снежный человек становился все больше и больше». С какой скоростью ехал автоллобиль? Слово, наименование деформирует образный след памяти. Слова проще: они запоминаются легче, чем картинки, и могут НАВЯЗАТЬ, деформировать образ в соответствии со сказанным. Такое искажающее влияние выступает одним из факторов, сильно воздействующим на точность воспоминания свидетеля при изменении подбора слов в вопросах, которые ему задают. Для демонстрации силы подобного влияния в экспериментах Элизабет Лофтус четырем группам студентам показали один и тот же короткий фильм о дорожном инциденте. Но формулировки вопроса различались. В первой группе спросили: «С какой скоростью ехали автомобили, когда они ударились?» Для трех других групп глагол «ударились» был заменен на слова: «разбились», «столкнулись» или «пришли в контакт». Выяснилось, что оценки скорости находились в полной зависимости от использованного глагола. Те испытуемые, которые слышали слова «пришли в контакт», давали самую низкую оценку скорости (30 миль в час), в то время как слышавшие в вопросе «разбились» дали самую высокую оценку (41 миля в час). |