Издательство «Речь» предлагает 4 страница

Через неделю после того как студенты просмотрели фильм об инциденте, им было задано несколько допол­нительных вопросов. Главным среди них был такой во­прос: «Видели ли вы разбитые стекла?» (хотя фактически в фильме битых стекол не было). Предполагалось, что если глагол «столкнулись» реально повлиял на свидетелей, то при воспоминании об инциденте, как обозначающем бо­лее серьезное происшествие, чем это было на самом деле, они «запомнят» и детали, которые могут соответствовать скоростному инциденту, например разбитые стекла. Имен­но это и было обнаружено. Свыше 30% испытуемых, для которых неделю назад использовали слово «столкнулись», сообщили, что они видели несуществующие стекла: эти же стекла «видели» только 10% из тех испытуемых, которых спрашивали со словом «ударились». Данные факты под­черкивают, сколь важную роль играет правильный выбор слов при формулировании вопроса, как сильно он влияет на содержание и точность воспоминания.

УСТАНОВКА ВЛИЯЕТ
НА ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ПАМЯТИ

Заказ одежды у портного

Избирательность памяти в значительной мере опреде­ляется непосредственной установкой, то есть ожиданием именно этого события. Роль подобного априорного зна­ния продемонстрировали исследования Д. П. Фрая. В его экспериментах испытуемым предлагали прослушать силь­но зашумленную запись беседы двух лиц. После первого проигрывания записи слушатели ничего не поняли. Тогда им сообщили, что обсуждается вопрос о заказе нового ко­стюма: портных, ценах на одежду и фасоны. Затем запись была проиграна вторично, и большинство слушателей те­перь оказались в состоянии проследить за всем разговором. Слова как бы сразу «всплывали» в памяти и опознавались. В чем причина такой метаморфозы? Не имея никаких 58



 

предварительных сведений относительно обсуждаемого предмета, слушатели выдвигали гипотезы относительно любых тем. Получив установку «о портном», они смогли СУЗИТЬ ДИАПАЗОН ГИПОТЕЗ, сконцентрировать свое внимание только на них и правильно распознать содер­жание беседы.

Величина мешка с подарками у Деда Мороза

Установка существенно изменяет характеристики зри­тельного восприятия. В одном эксперименте детей про­сили нарисовать Деда Мороза в разные дни декабря: 5, 21 и 31. Чем ближе был праздник, тем больше места занимал Дед Мороз на листе бумаги и тем больше набухал его ме­шок с подарками. Таким образом, образ, извлекаемый из памяти, искажался под влиянием НАПРЯЖЕНИЯ возрас­тающего ОЖИДАНИЯ.

ПРОШЛЫЕ АССОЦИАЦИИ
НАПРАВЛЯЕТ ВОСПОМИНАНИЕ

«Кит с сигарой и цилиндром»

Влияние ассоциации по месту на формируемый образ показал известный психолог Видроу. Он вошел в аудито­рию, где сидели студенты, и произнес: «Вчера я видел кита с сигарой и цилиндром». Затем он попросил слушателей рассказать, какое представление возникло у них. Свыше 80% из них описывали зрительные образы, сходные в де­талях: сигара обычно находилась во рту кита, а цилиндр — на его голове. По-видимому, отмеченные сочетания счи­тались более вероятными, чем любые другие, вследствие личного опыта, создавшего сильную ассоциацию по месту между ртами и сигарами и между шляпами и головами, хотя эта ассоциация и не относится к ртам и головам ки­тов. При этом существенно, что приведенное выше устное высказывание само по себе не содержало ни одной из этих деталей.




 

ЗАВИСИМОСТЬ АССОЦИАЦИЙ
ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ


У врага не может быть располагающей внешности

Сила ассоциации определяется не только личным опытом, то есть объективной частотой совпадения собы­тий в собственном прошлом, их эмоциональной значи­мостью и актуальностью, но и традициями окружающей среды — социальными стереотипами и штампами. В ро­мане Владимира Богомолова «Момент истины» показана цена подобного рода заблуждения. Представление о том, что матерый враг должен иметь непривлекательное лицо с тяжелым подбородком и бегающими глазами, подвело одного из действующих лиц. В эпизоде «засада на живца с подстраховкой», герой, увидев перед собой человека с до­брым, располагающим лицом,... не поверил, что это враг. Он заплатил жизнью за стереотипную ассоциацию.

НЕ ВСЕ ИЗ СВОЕГО ПРОШЛОГО
ХОЧЕТСЯ ПОМНИТЬ!

Счастье забытья

В предыдущих примерах о работе памяти мы исходили из предположения, что человек ХОЧЕТ ПОМНИТЬ! А если все наоборот, и он хочет ЗАБЫТЬ? Покажем роль забыва­ния на старинной притче «Счастье забытья».

В зрелом возрасте Хуа-цзы потерял память. Семья при­гласила и прорицателя и шамана и доктора, но никто не смог ему помочь. Один конфуцианец согласился попра­вить дело, но поставил условием: запрёт его и останется с ним наедине в его комнате на семь дней. Так никто и не узнал, какие методы он применял, но болезнь рассеялась в одно утро. Когда Хуа-цзы проснулся, он был очень зол. Он прогнал свою жену, наказал сыновей и погнался с ко­пьем за излечившим его конфуцианцем. Власти пожелали 60



 

узнать причину такого его поведения. «Раньше, когда я забывал, — сказал Хуа-цзы, — Я БЫЛ БЕЗ ГРАНИЦ: я не замечал, существуют ли небо и земля. Теперь внезапно я ВСПОМНИЛ ВСЕ БЕДСТВИЯ и их преодоление, приоб­ретения и потери, радости и печали, любовь и ненависть своих прожитых лет. И все это поразило мое сердце. Найду ли я снова момент забытья?

ПРОЧНОСТЬ АССОЦИАЦИИ
ОПРЕДЕЛЯЕТ СКОРОСТЬ ОТВЕТА

У детектора лжи не спеши отвечать — проколешься!

Детектор лжи — это устройство, регистрирующее ско­рость реакции человека. Как правило, это скорость ассо­циативного ответа на предъявленное слово или на постав­ленный вопрос. Твердо установлено, что в большей мере эта скорость зависит от двух параметров: во-первых, от актуальной значимости вопроса и, во-вторых, от того, сколько раз в прошлом данной личности эта информация использовалась. Соответствующий прибор — детектор — настроен именно на выделение главной составляющей: как важна для человека данная информация. В рассказе «Эксперимент профессора Роуса» Карела Чапека описан способ применения такого детектора. Шофер Чапелка был задержан по подозрению в убийстве. В допросе участвовал профессор Роус, который сказал, что будет называть слова, и просил Чапелку быстро отвечать другим словом — пер­вым, которое придет в голову (а сам фиксировал скорость ответов). Вначале слова были нейтральными, и Чапелка ВТЯНУЛСЯ и РАССЛАБИЛСЯ. Затем ТЕМП их подачи УСКОРИЛСЯ (что вообще исключило возможность созна­тельного контроля) и на этом фоне СНЯТИЯ БДИТЕЛЬ­НОСТИ стали предъявляться слова, непосредственно от­носящиеся к обстоятельствам преступления. «Дорога» — «Берроун», «спрятать» — «забор», «укрыть» — «мешок» 61



 

и т. д. В результате профессор сделал вывод, что Чапелка совершил убийство по дороге в Берроун, завернул тело в мешок и закопал во дворе собственного дома. Действи­тельно, тело там и обнаружили.



 

МЫШЛЕНИЕ

И ЕГО ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ





 

ДЕТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КОНКРЕТНО
И ПРЕДМЕТНО

Кто больше — коллар или слон?

Конкретность и предметность мышления мешают ребенку воспринять условность задания. Например, детям предлагает­ся такая задача: «Комар больше слона, а слон меньше мышки. Кто больше всех?» Дети отвечают: «Слон!» Задача повторя­ется. Дети — опять: «Слон!» Наконец, один ребенок говорит: «Получается, что комар больше всех, но я с этим не согласен». Эта ситуация для него нереальна, нежизненна, поэтому ре­бенку трудно отнестись к ней как к учебной задаче!

У ребенка не только своя, более предметная логика, но и особые единицы измерения, связанные с личным опы­том: «Пап, сколько в тюбике зубной пасты?» — спрашивает ребенок отца. «Ну, граммов 150-200». — «Нет, пап, ровно столько, чтобы испачкать стены на кухне, в коридоре и еще немножко в туалете».

Учительница в первом классе спрашивает: «Кто скажет, что произойдет, если Солнце вдруг погаснет?» Ученица от­вечает: «Исчезнут все мои веснушки!»

МЫШЛЕНИЕ МАЛОРАЗВИТОГО
ВЗРОСЛОГО — ТОЖЕ КОНКРЕТНО

Какого цвета лледведи на севере?

При недостаточном развитии взрослого у него, как и у ребенка, доминирующую роль в мышлении играет личный опыт. Причина в том, что у него еще не выработано дове­рия к системе словесно-логических отношений. В начале 1930-х гг. Александр Романович Лурия проводил иссле­дования в отдаленных кишлаках, где просил неграмотных крестьян сделать вывод из предлагавшихся им посылок. Например, «На далеком Севере, где снег, все медведи бе­лые. Новая Земля — на далеком Севере, и там всегда снег. Какого цвета там медведи?» Часто следовал ответ: «Я не




 

знаю, какие там медведи, я на Севере не был» или «Мы всегда говорим только то, что видим, а о том, чего мы не ви­дели, мы не говорим». Операция логического вывода из по­сылок не имела для этих крестьян универсального значения, основная роль в умозаключении отводилась собственному практическому опыту. В дальнейшем развитие мышления определяется усложнением форм трудовой деятельности, способствуя пониманию словесно-логических отношений.

ИГРУШКА — ИНСТРУМЕНТ
РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА

Не покупай дочке куклу Барби, а сыну ружье!

Не каждая детская игрушка — достаточно эффективный инструмент развития. Большие или «совсем как настоящие» куклы (Барби) и зверушки мало способствуют развитию во­ображения. Дети получают больше удовольствия и быстрее развиваются, если игрушки многофункциональны, напри­мер, если одна и та же палочка используется в различных играх как ружье, и как лошадка, и может выполнять множе­ство других ролей. В книге Льва Кассиля «Кондуит и Швам- брания» дано яркое описание отношения детей к игрушкам: «Точеные лакированные шахматные фигурки представляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр... Особенно же были удоб­ны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая короле­ва могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея». ОДНО­ЗНАЧНОСТЬ функции игрушки мышления НЕ РАЗВИВАЕТ.

ЛОГИКА РЕБЕНКА ОГРАНИЧЕНА,
ЕЩЕ НЕТ ПОНЯТИЯ «ОТНОСИТЕЛЬНО»

Сказка про цыпленка и теленка

Существенную роль в становлении логики ребенка играет представление об относительности, то есть развитие 65



 

операции СМЕНЫ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ (децентрации). Такое развитие происходит главным образом с помощью СКА­ЗОК. Покажем это на примере норвежской сказки. Ма­ленький цыпленок, гуляя, почувствовал себя одиноким, ему стало скучно, и он решил подыскать себе приятеля для игры. Первый, кого он встретил, был земляной червь. В ответ на приглашение цыпленка поиграть с ним он от­ветил: «Ну, как же я могу с тобой играть, когда ты такой большой, а я такой маленький!» Расстроился цыпленок, что он такой большой, побрел дальше и встретил телен­ка. В ответ на просьбу поиграть тот сказал: «Как я могу с тобой играть, когда ты такой маленький, а я такой боль­шой?» «Какой же я на самом деле?» — спросил себя оза­даченный цыпленок и после размышлений догадался, что относительно червяка большой, а относительно теленка — маленький.

ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ ЛОГИКА,
ЕСЛИ ВОСПИТЫВАЮТ ПОДЧИНЕНИЕ?

Необычная инструкция воспитателям детских садов

Если обычно в большинстве ЦИВИЛИЗОВАННЫХ обществ стремятся к развитию у детей логики, то в тота­литарных обществах логику у детей сознательно не разви­вают. После того как в Германии пришел к власти Гитлер, воспитательницы детских садов получили инструкцию: никогда не объяснять ребенку своих приказаний, даже если он не понимает их причин. Ребенку не нужно в сво­их поступках использовать логику — он должен научиться слепому подчинению. Действительно, если ребенку не по­могать, то он и не научится думать, поскольку он не всегда способен самостоятельно сделать выводы из своего опыта. Поэтому задача воспитателя — не только довести вывод об относительности представлений до сознания детей, но и обобщить его.




 

РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ПОНИМАТЬ
ИСПОЛНИМОСТЬ УКАЗАНИЯ


Как Насреддин отучал мальчика от сахара

К Насреддину пришла мать с сыном и пожаловалась: «Этот мальчик ест слишком много сахара, и я не могу отучить его от этой привычки. Я прошу вас официально: запретите ему делать это, так как меня он не слушает». Насреддин попросил ее прийти через неделю, а когда она пришла, отложил решение еще на неделю. После этого он сказал мальчику: «Отныне я запрещаю тебе есть более чем столько-то кусков сахара в день». Женщина спросила, по­чему ему понадобилось так много времени для того, чтобы дать столь простой приказ. Насреддин сказал: «Прежде чем отдавать приказ другим, я должен был проверить, смогу ли я сам есть меньше сахара».

ПРОДУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
ТРЕБУЕТ ОПТИМАЛЬНОГО МОТИВА

Решать быстрее — не значит эффективнее

Для продуктивного мышления сила мотива должна быть оптимальной, то есть не слишком большой, но и не слиш­ком малой. Если она мала, нет побуждения к работе мысли, а если избыточна, мышление протекает в слишком суженном и углубленном русле, когда принцип решения затруднительно перенести в новые условия (то есть он не транспонируется). Кроме того, ИЗБЫТОЧНАЯ МОТИВАЦИЯ провоцирует со­стояние повышенной ТРЕВОЖНОСТИ, ведущее к использо­ванию штампов и автоматизмов, поскольку они обеспечива­ют более надежные и скоростные стратегии в ситуации нео­пределенности. Можно сказать, что коль скоро путь к цели усвоен при слишком высокой мотивации, он усвоен лишь как данный путь к данной цели, но отнюдь не как один из при­меров некоторой более общей схемы решения — как такой-то путь к цели такого-то рода. Отсюда следует практический




 

вывод: состояние повышенного напряжения снижает способ­ность человека применять усвоенные ранее методы к новому материалу и препятствует переносу принципов решения на новые задачи, что характерно для поведения человека в экс­тремальных условиях, например на экзамене.

Насмешки и навязывание темпа ухудшают решение

Влияние избыточной мотивации проиллюстрируем приме­ром из экспериментов Л. Постмана. Исследовались две группы студентов. Вначале обеим группам предложили распознать короткие предложения, предъявляемые в условиях дефицита времени. Затем одной из групп - стрессовой — дали непо­сильную задачу: сообщить о деталях сложного изображения, экспонировавшегося очень короткое время. Одновременно, с целью создания повышенной напряженности, испытуемых подвергали безжалостным насмешкам за неспособность доста­точно быстро и точно справиться с этой практически неразре­шимой задачей. Другой группе - контрольной - предлагалась простая задача, и они работали, не подвергаясь отрицатель­ным оценкам. Далее обеим группам снова предъявлялись оди­наковые задания. У контрольной группы, в связи с небольшой усталостью, отмечалось некоторое увеличение времени его выполнения, но испытуемые работали планомерно и с малым числом ошибок. У стрессовой группы наблюдалось повышение скорости при выполнении задания, но испытуемые работали без системы и часто высказывали совершенно невероятные суждения, а иногда оказывались и полностью неспособными решать поставленную перед ними задачу.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ
МЕНЯЕТ СТИЛЬ РЕШЕНИЯ

Каждый хочет проявить свои способности

Яркий пример того, как повышение (до оптимальной величины) личной значимости предложенной задачи, меняя 68



 

мотивацию, повышает творческий потенциал человека, по­казали эксперименты Олега Константиновича Тихомирова. Он предложил двум группам испытуемых геометрическую задачу, допускающую несколько разных решений. Первую группу просто просили решить задачу, а второй дополни­тельно сообщали, что задача является тестом на уровень развития умственных способностей. Первая группа, не бу­дучи дополнительно мотивированной, быстро закончила работу, найдя первое подвернувшееся решение, а вторая долго продолжала работать, изыскивая все новые варианты решения, хотя инструкция этого специально не поощряла. Представители второй группы не хотели сдавать свои ра­боты и просили дать им еще немного времени.

НАВЯЗАННЫЙ МОТИВ
ИССЯКАЕТ БЫСТРЕЕ ВНУТРЕННЕГО

Своя залача может мотивировать всю жизнь

Когда мне было 11 лет, мой отец выписывал замечатель­ный журнал «Техника молодежи». В нем я прочла пораз­ивший мое воображение фантастический роман Юрия Дол­гушина «Генератор чудес». В этом романе рассказывалось о высокочастотном генераторе, с помощью которого мож­но было передавать мысли на большие расстояния. Эта идея организовала всю мою последующую жизнь. Твердо уверенная, что решение такой задачи - самое интересное направление приложения усилий, по окончании школы я поступила в Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) на специальность «Высокочастотная техника». За время обучения мне удалось догадаться, что пока не только не известно КАК мысли передавать, но и не известно, что такое мысль, то есть ЧТО надо передать. Совершенно по­нятно, что теперь надо было выяснить это.

В те годы специальности «Психология» в наших инсти­тутах еще не было, поскольку господствовала парадигма, что все определяется физиологией. Поэтому параллельно 69



 

с работой, я вновь поступила учиться — на вечернее отде­ление Ленинградского Университета, на отделение физио­логии человека и животных. (Тогда все учились бесплатно и денежные возможности семьи не мешали каждому реа­лизовать свои интересы.) К моменту, когда я благополучно окончила университет, стало понятно, что знание физио­логии помочь мне не сможет, но у меня появилась надежда, что ключ к решению все еще интересующей меня проблемы лежит в области психологии. К этому времени психология как наука уже обрела в СССР права гражданства, и я по­ступила в аспирантуру МГУ по специальности «Психоло­гия». Мой учитель А. Н. Леонтьев весело смеялся, узнав направление моих интересов, но в аспирантуру взял. Окон­чив аспирантуру и защитив диссертацию, я уяснила себе, что все еще далека от решения исходной задачи. Затем, для дальнейшего прояснения своих мыслей, я 43 года препода­вала психологию в ЛГУ, решала задачи по бионике, писала книги по психологии, но воз и ныне там. Однако жизнь моя все еще интересна, и я все еще стремлюсь продвигаться!

НАВЯЗАННЫЙ МОТИВ
УГАСАЕТ БЫСТРЕЕ АИЧНОГО

Почему лети перестали кричать пол окном?

Превращение внутреннего мотива (долгоиграющего) во внешний и быстрее истощающийся можно иллюстрировать и таким примером. Ученый жил в квартире на первом эта­же, окна которой выходили во двор, где громко кричали дети. Это весьма раздражало ученого, но он не знал что предпринять. Наконец он придумал. Открыв окно, он об­ратился к группе ребят и сообщил им, что необыкновенно любит слушать их крики, но поскольку уже глуховат, то просил в вечерние часы, когда он работает, кричать по­громче. Для того чтобы их поощрить, он будет платить каждому в день по рублю. Они стали кричать во всю силу, и он несколько дней платил им как обещал. Затем ска­зал, что денег не хватает, и пару дней платил только по 70



 

полтиннику, а затем извинился и совсем перестал платить. Они перестали громко кричать и сказали ему, что «просто так кричать не собираются». С тех пор он жил спокойно. Ведь в начале их крики были связаны с неуправляемыми внутренними импульсами, потом они научились контро­лировать силу звука и получали за это поощрение, а затем поощрение прекратилось, но цель уже была новая — за­рабатывать, а она не поощрялась. Крик иссяк.

ДЕНЕЖНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
ГАСИТ ВНУТРЕННИЙ ИНТЕРЕС

Не все решают деньги!

Мотивация может быть внешней и внутренней. Внутрен­няя более устойчива, однако для ее стимулирования надо знать реальные интересы и потребности личности и обе­спечить способ их удовлетворения через достижение СОБ­СТВЕННЫХ ЦЕЛЕЙ. Э. Деци экспериментально показал, что если студентам платить деньги за занятия, которые первона­чально интересовали их сами по себе, то они теряли интерес к этим занятиям значительно быстрее, чем те студенты, кото­рым не платили. Их внутренняя мотивация стала внешней.

И САМЫЙ СИЛЬНЫЙ МОТИВ
ТВОРЧЕСТВА МОЖЕТ ИССЯКНУТЬ

Даже Нобелевская премия стимулирует не вечно!

Исследование продуктивности Нобелевских лауреа­тов, проведенное Харриет Цуккерман, показало, что их талантливые попытки вознаграждаются, однако само по себе вознаграждение, призванное служить стимулом для дальнейшего вклада в науку, действует на них как сред­ство СДЕРЖИВАЮЩЕЕ. Через пять лет после получения Нобелевской премии производительность лауреатов рез­ко снижается. Им тяжело сотрудничать с коллегами. Они 71



 

внезапно начинают вести себя, как звезды: дают советы по административным вопросам, произносят речи на тор­жественных приемах, принимают политические решения, участвуют в ток-шоу, занимают должности в правитель­стве — и им просто не хватает времени, чтобы пойти в лабораторию и продолжить свою работу.

МЫШЛЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ

Истоки успехов мисс Марпл

Мышление по аналогии, с опорой на ассоциативные связи очень выпукло описано у Агаты Кристи через страте­гию поведения ее любимой героини — мисс Марпл — при обнаружении преступника. Используя в качестве вспомога­тельных приемов несколько способов снятия бдительности: внешний вид и поведение заурядной сельской жительницы, любительницы вязать и обсуждать местные новости, для решения задачи она блистательно пользуется приемом ана­логий. В качестве исходных гипотез она применяет НАБОР МОДЕЛЬНЫХ КЛИШЕ - множество целостных фигур своих старых знакомых с их внешним видом, поведением, манерами, и криминальными особенностями. При этом она опирается на убеждение, что как бы ни менялась жизнь, человеческая природа меняется очень мало. Поэтому она, анализируя свой жизненный опыт, находит по ассоциации подходящий аналог и проверяет версию, что и в данном случае события будут развиваться по тому же сценарию.

ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ
ВЕДЕТ К ПОДМЕНЕ ЗАДАЧИ

ПОДМЕНА обусловлена давлением БЫТОВОЙ ЛОГИ­КИ. Приведем пару шуточных примеров, показывающих, что во избежание подобной замены, прежде всего, требуется ЭКСПЕРТИЗА предложенной задачи, например на соответ­ствие правилу «после этого не значит вследствие этого». 72



 

Что подумали марсиане о наших светофорах?

Жители Марса наблюдают за жителями Земли в те­лескопы. Они видят, что на красный свет светофора все машины останавливаются, а когда загорается зеленый — они начинают движение. Одни ученые-марсиане пришли к выводу, что красный свет действует на машины землян парализующе. Другие утверждали, что только зеленый свет стимулирует движение машин, а когда его нет — машины двигаться не могут. Теперь они пытаются узнать какое из предположений истинное.

Не пей содовой воды — сопьешься!

Известен старый анекдот о человеке, который пил каждый день. В понедельник он пил виски с содовой; во вторник - джин с содовой; в среду - ром с содовой; в чет­верг — бренди с содовой и т. д. Поскольку каждый раз после выпивки он хмелел и чувствовал себя не лучшим образом, то решил больше не пить... содовой! Он пришел к твердому убеждению, что именно содовая причина его бед, поскольку она была единственным общим компонентом всех напитков, доставлявших ему неприятности.

Мудрен и змея

Типичная ошибка мышления навязывает стремление ре­шать задачу БОЛЕЕ ТРУДНУЮ, ЧЕМ ТРЕБУЕТСЯ. Она явля­ется результатом подсознательного расчета на худший вари­ант. Поэтому возникает необходимость ЭКСПЕРТИЗЫ задачи и на необходимую сложность решения. Существо подобной ошибки раскрывает притча, приведенная Рамакришной.

На одном поле жила большая ядовитая змея, и никто не решался ходить мимо нее. Однажды по дороге проходил святой и мудрый человек. Змея бросилась, чтобы укусить его. Но когда она приблизилась к святому, она потеряла всю свою злобу и ярость, так подействовала на нее его ду­шевная мягкость. Увидев змею, мудрец сказал: «Ну хорошо, мой друг, ты хочешь укусить меня?» Змея была поражена 73



 

и ничего не могла ответить. И мудрец продолжал: «Слушай, друг, не кусай больше никого». Змея склонила голову и обе­щала повиноваться. Мудрец пошел своей дорогой, а змея уползла в свою норку. С этого дня она стала жить невинной жизнью, не пытаясь никого укусить.

Через несколько дней все узнали, что змея перестала быть опасной, и стали мучить ее. Ее забрасывали камня­ми, таскали за хвост, и не было конца ее мучениям. К ее счастью, мудрец опять проходил по этой дороге и увидел избитую и измученную змею. Тронутый ее состоянием, он спросил, в чем дело. «Святой господин, — ответила змея, — это потому, что я хочу следовать вашему совету и никого больше не хочу кусать, но увы, они все так безжалостны». Мудрец улыбнулся и сказал: «Мой друг, я советовал тебе не кусать никого, но я не сказал тебе, чтобы ты никого не пугала. И в дальнейшем ты не должна кусать никакое жи­вое существо, но ты можешь показывать им зубы и шипеть и этим держать всех на расстоянии от себя». И прибавил: «Нет никакого вреда в „шипении” на злых людей и ваших врагов. Таким образом вы сможете защитить себя и про­тивиться злу. Но вы должны быть осторожны, чтобы не впустить ваш яд в кровь ваших врагов».

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕКТИВНОСТИ
ОЦЕНКИ СИТУАЦИИ

Причина холеры —

вибрионы или нарушение иммунитета?

К решению НЕ ТОЙ ЗАДАЧИ может привести и непра­вильное понимание ее сущности. Часто человек убежден, что оценивает ситуацию объективно, но его объективность ТЕНДЕНЦИОЗНАЯ. В этой связи полезно припомнить историю о споре между знаменитым микробиологом Ро­бертом Кохом и не менее известным иммунологом Мак­сом Петтенкофером, который состоялся в начале XIX в. «Холера, — утверждал Кох, — вызывается холерным 74



 

вибрионом». — «Нет, все дело в нарушениях иммуните­та», — отвечал Петтенкофер. Спор затеялся нешуточный, и вот однажды, на публичной лекции, Петтенкофер вызвал Коха на решающий поединок. Он сказал, что выпьет бульон с холерными вибрионами и не заболеет. Кох принял вы­зов и прислал Петтенкоферу самый крепкий настой своих вибрионов. Петтенкофер выпил этот бульон в присутствии потрясенной публики и не заболел. (Только позднее было установлено, что холера вызывается ВИБРИОНАМИ, но только ПРИ УСЛОВИИ нарушения иммунитета.) Так что правы были оба спорщика.

ОЧЕВИДНОСТЬ ТРЕБУЕТ ЭКСПЕРТИЗЫ

Чей суп ароматнее?

Приведу пример из моих студенческих воспоминаний, показывающий, что всякая очевидность относительна. Наши студенты, жившие в общежитии, жаловались, что не могут перенести страшного запаха испанского супа, ко­торый состоит из 0,5 кг чеснока на 1 л молока. Они просили разобраться и прекратить это очевидное всем безобразие. Испанцы заявили, что они страдают еще больше, поскольку они готовят свой национальный суп из совершенно свежих продуктов, а наши студенты сначала дожидаются, чтобы капуста протухла, а потом готовят из него так называемые кислые щи!

ДОВЕДЕНИЕ СИТУАЦИИ ДО АБСУРДА

Как отеи контролировал повеление сына

Совместное рассмотрение разных подходов, даже при их несовместимости, открывает возможность продвижения к решению.

Приведем пример. Отцу, который просил у психолога совета, как сделать так, чтобы его 18-летний сын не вы­ходил из его повиновения, тот посоветовал провожать его 75



 

в колледж, встречать, записывать на диктофон все его теле­фонные разговоры. Отец возмутился: «Это же невыполни­мо!» Тогда совершенно естественно возник вопрос: каким другим способом можно осуществлять столь тотальный контроль? «Получается, что я должен ему доверять», — сказал клиент и вынужден был сменить позицию.

ВСЕСТОРОННЯЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ

Притча о купце и приказчике

Можно применять разные критерии и исходить из раз­личных оценок ситуации, но возможна и МНОГОАСПЕКТ­НАЯ ОЦЕНКА. Проиллюстрируем существо такой оценки притчей.

Приказчик Петр сказал купцу:

— Хозяин, ты несправедлив. Я приказчик и Иван при­казчик. А платишь ты Ивану вдвое больше. Почему так? Ведь я выполняю все твои поручения.

— Я объясню тебе, — ответил купец. — Но сейчас сбегай-ка быстро к дороге. По ней идет обоз. Узнай, от­куда он.

Петр сбегал к обозу и, вернувшись, сообщил:

— Он едет из деревни Федорино.

— Хорошо, — сказал купец. — А теперь узнай, куда он едет.

Петр выполнил и это задание.

— Он едет в село.

— Иван, — кликнул купец второго приказчика. — Сбегай-ка к обозу и узнай откуда он едет.

Иван побежал к дороге и вернувшись, сказал купцу:

— Хозяин, обоз едет из деревни Федорино в село на ярмарку. Везет много картошки. Нам не надо сегодня от­равлять картошку на ярмарку — цена на нее упадет. Надо срочно отправлять туда капусту.

— Теперь ты понял, почему я плачу Ивану вдвое боль­ше? — спросил купец у Петра.



 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: