Технологическая часть. Модуль 1. Разработка интернет-среды для подготовки магистрантов на основе инновационного подхода

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

Не смотря на многообразие сайтов, специально организованных для магистров, значительная часть содержит лишь образовательные программы, отдельные методики и доску объявлений для магистров. Вместе с тем, сообщество магистрантов активно пытаются взаимодействовать в Интернет – пространстве по поводу инновационной деятельности. Это свидетельствует о новой форме Интернет – социализации магистрантов, раскрывающейся в сетевом общении по проблемам участия в инновационной деятельности, компетенций в инновационной политике, нормативно-правовых компетенций, конкурсных проектах государства, бизнеса, некоммерческих организаций, социального партнерства и других.

В связи с этим создание проекта Интернет-среды на основе инновационного похода в виде подключаемого модуля к системе открытого образования, позволит реализовать образовательный потенциал новой формы интернет-социализации магистров.

Было определено, что Интернет-среда должна обеспечивать выполнение следующих основных функций:

- Прикрепление документов;

- Рассылка уведомлений пользователям системы;

- Удаление, редактирование и добавление информации о публикациях, конференциях, конкурсах и грантах, в которых принял участие магистрант, об объектах интеллектуальной собственности, о выполнении диссертации;

- Управление выпускной квалификационной работой (деление проекта на этапы, установка сроков выполнение, указание статусов выполнение этапов);

- Формирование диаграммы активности магистранта;

- Управление коллективной работой над НИР (удаление, редактирование и создание чата (форума);

- Размещение информации о предстоящих мероприятиях в области инноваций (конкурсах, конференциях, проектах и т. д.).

Исходные данные: данные о диссертации, публикациях, объектах интеллектуальной собственности магистранта, а также данные о конференциях, конкурсах и грантах, в которых принял участие магистрант; данные о предстоящих мероприятиях в области инноваций. Данные вводятся в диалоговом режиме.

Выходные данные: таблицы, текстовые сообщения или графики, выводимые на экран.

Выделены нефункциональные требования к Интернет-среде для подготовки магистрантов:

- Удобство использования. Пользовательский интерфейс должен быть интуитивно понятным, он не должен вводить в заблуждение пользователя.

- Надежность системы. Система должна работать круглосуточно, нельзя допускать перебоев в системе. Однако, в случае, если произойдет какой-либо сбой при обращении к базе данных или к самой системе, пользователь должен получить сообщение с описанием сбоя, не углубляясь в технические подробности.

- Безопасность. Нельзя допускать, чтобы неавторизованный пользователь смог получать доступ к тому или иному разделу личного кабинета. Иерархия пользователей должна быть строго организованной, и только администратор должен обладать правами изменить иерархию.

- Гибкость. Система должна быть организована таким образом, чтобы в случае необходимости можно было легко изменить или дополнить систему.

- Сохранение данных. Все данные должны храниться в единой базе данных, добавление новых данных в уже существующие таблицы не должно влиять на работу всей системы.

- Полнота и структурированность данных. Для формирования у магистрантов полного представления об инновационной деятельности вся представленная в Интернет-среде информация должна быть четко структурирована, а также охватывать все аспекты инновационной деятельности.

На этапе моделирования были определены основные бизнес-процессы функционирования Интернет-среды:

1. Просмотр информации, обеспечивающей подготовку к инновационной деятельности;

2. Размещение информации о предстоящих событиях (конкурсах, конференциях и т.д.);

3. Регистрация пользователей в системе;

4. Авторизация пользователей в системе;

5. Управление и настройка Интернет-среды;

6. Инновационная деятельность пользователей.

Модель функционирования Интернет-среды разработана в нотации IDEF0 посредством CASE-средства Ramus Educational. На рисунке 8 представлена контекстная диаграмма, которая представляет собой общее представление о функционировании Интернет-среды.

Входной информацией являются: данные о пользователях, данные авторизации (логин и пароль), сведения об инновационной деятельности; сведения о предстоящих мероприятиях (событиях); потребность магистрантов в Интернет-среде для подготовки к инновационной деятельности.

Управление процесса - нормативно-правовая база, регламентирующая работу Интернет-среды. К нормативно-правовой базе относятся: должностная инструкция администратора, Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло), Постановление правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 об утверждении государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», Политика в области интеллектуальной собственности и т.п.

Выходной информацией выступают структурированные данные об инновационной деятельности, а также график о результатах инновационной деятельности пользователей.

Механизмы: пользователь, администратор Интернет-среды, программное и техническое обеспечение Интернет-среды.

 


Рисунок 8 - Контекстная диаграмма процесса «Функционирование Интернет-среды для подготовки магистрантов на основе инновационного подхода»


Декомпозиция контекстной диаграммы процесса «Функционирование Интернет-среды для подготовки магистрантов на основе инновационного подхода» представлена на рисунке 9. Процесс функционирования Интернет-среды для подготовки магистров на основе инновационного подхода был разделен на 6 процессов.

Неавторизированный пользователь может ознакомиться со всей необходимой информацией, обеспечивающей подготовку к инновационной деятельности. Также та группа пользователей, которая заинтересована в привлечении студентов к определенному событию (конференции, форумы, конкурсы и т. д.), может разместить заявку на сайте для дальнейшего ее рассмотрения администратором Интернет-среды.

Процесс функционирования Интернет-среды предусматривает регистрацию пользователя или авторизацию, в случае, если регистрация уже произведена. На основе авторизации осуществляется определение группы пользователя. Затем в соответствии с определенной группой, пользователю выводится определенный набор функций (меню Интернет-среды). Если авторизовался администратор, ему предоставляется возможность управления и настройкой системы.


Рисунок 9 - Декомпозиция контекстной диаграммы процесса «Функционирование Интернет-среды для подготовки магистрантов на основе инновационного подхода»


Для регистрации пользователю необходимо ввести необходимые данные и отправить запрос на регистрацию. Далее осуществляется проверка правильности ввода. В случае верного ввода всех полей осуществляется регистрация пользователя в системе. Авторизация пользователя осуществляется на основе введенных логина и пароля. Далее осуществляется проверка правильности введенных данных. Если логин и пароль введены верно, то осуществляется определение категории пользователя и набора его прав и категорий доступа. Далее осуществляется вход в систему и вывод в соответствии с категорией доступа пунктов меню.

Предполагается реализовать следующие пункты меню в Интернет-среде для подготовки магистрантов на основе инновационного подхода: диссертация; публикации; участие в конкурсах, конференциях; интеллектуальная собственность; коллективная работа; активность магистранта; оповещения.

На рисунке 10 представлена декомпозиция работы «Инновационная деятельности магистранта».

В Интернет-среде предполагается реализация план-графика, в котором пользователю предоставляется возможность деления диссертации на этапы и разделы с указанием сроков выполнения и статусов. Предполагается реализация журнала, в котором будут отражаться сведения о публикациях научных статей магистров, а также результаты участия в конкурсах и конференциях студента магистратуры.

Активность магистра - инструмент самооценки своих результатов инновационной деятельности студентами магистратуры. Данный раздел предполагает построение графика активности и будет представлять собой результат научных достижений по различным направлениям инновационной деятельности на временном интервале.


Рисунок 10 - Декомпозиция процесса «Инновационная деятельность магистранта»


Далее была спроектирована структура базы данных. Было определено какая информация должна храниться в базе данных. Итак, для регистрации нового пользователя необходима сущность с личными данными пользователя. Также необходимо хранить информацию о диссертациях магистранта, календарный план выпускной квалификационной работы, данные о публикациях, данные об участиях в конференциях, конкурсах, грантах, данные об интеллектуальной собственности, коллективной работе, заявках о предстоящих событиях. Получается, что для хранения информации необходимо восемь сущностей, также дополнительно нужно три сущности для организации общения между пользователями, а также рассылки пользователям информации о предстоящих событиях.

При проектировании также были учтены такие аспекты, как обеспечение целостности и непротиворечивости данных. Для этого при выявлении сущностей и атрибутов учитывалось то, чтобы сущности находились в третьей нормальной форме. Это позволит избежать различных проблем хранения и обработки данных на этапе использования системы. В результате были выявлены одиннадцать сущностей – kabinet_user, chat, chat_mail, chat_user, disertacija, dis_grafik, intellekt, publikacii, uchastie, zajavka, rassilka. Инфологическая модель, разработанная с помощью Сase-средства AllFusionERwinDataModeler, представлена на рисунке 11.

Для создания Интернет-среды выбраны технологии проектирования на основе языка разметки гипертекста HTML, каскадных таблиц стилей CSS и сценариев на языке JavaScript. В качестве серверного языка для разработки Интернет-среды выбран язык PHP версии 5.5. В качестве СУБД для Интернет-среды выбрана СУБД MySQL. MySQL – свободная реляционная СУБД. Для решения поставленных задач была выбрана одна из популярных систем управления контентом - MODX.


Рисунок 11 - Инфологическая модель базы данных


Для того, чтобы начать работу с Интернет-средой, необходимо ввести доменный адрес в адресную строку браузера. В случае успешного запуска в окне браузера будет отображена главная страница. На главной странице пользователю предлагается ознакомиться с актуальными научными журналами, а также с наиболее важными предстоящими событиями в научной и инновационной сфере. Предоставляется возможность перехода на соответствующие ресурсы. С главной страницы можно перейти на такие страницы как: «Главная», «Аспирантам», «Магистрантам», «События», «Интересно». В правом верхнем углу предлагается перейти в личный кабинет.

На странице «Магистрантам» пользователю доступны следующие разделы: «Об инновациях», «Законодательство», «Конкурсы и гранты», «Выставки и форумы», «Поддержка инноваций». Страница «Магистрантам» представлена на рисунке 12.

 

Рисунок 12 - Страница «Магистрантам»

 

 

Раздел «Об инновациях» предназначен для того, чтобы сформировать у пользователя общее понимание об инновационной деятельности. Содержит такие подразделы, как: инновации и организационные структуры инновационного менеджмента; выбор инновационной стратегии; управление исследовательским проектом; управление созданием, освоением и качеством новой продукции; экспертиза инновационных проектов; интеллектуальная собственность; алгоритм создания и функционирования инновационного предприятия. При выборе соответствующего подраздела пользователю предлагается ознакомиться с информацией по данной теме, организованной виде презентаций, курсов, видео и ссылок на внешние ресурсы.

Раздел «Законодательство» предназначен для ознакомления с нормативно - правовой базой в области инноваций. Включает следующие подразделы: инновационная политика Российской Федерации; финансирование инноваций; государственные целевые программы; особые экономические зоны; наукограды.

В разделе «Конкурсы и гранты» отражены конкурсы, поддерживающие научные и инновационные проекты, а также грантообразующие фонды и организации с описанием и ссылкой на соответствующие ресурсы.

Ознакомиться с выставками и форумами в области инноваций можно в разделе «Выставки и форумы». Раздел «Поддержка инноваций» посвящен ведущим копаниям и открытым вакансиям в области инноваций, а также инновационным инициативам и программам.

 На странице «События» отражена информация о мероприятиях, проводимых в области науки и инноваций. Для того, чтобы оставить заявку на размещение информации о предстоящем мероприятии, пользователю необходимо нажать на кнопку «Разместить информацию о предстоящих событиях». При нажатии отобразится окно, в котором необходимо заполнить соответствующие поля и нажать кнопку «Отправить». Данная заявка будет оправлена на рассмотрение администратору системы для рассылки зарегистрированным пользователям, а также размещения на сайте.

Для входа в личный кабинет или регистрации необходимо нажать на кнопку «Личный кабинет» на портале. При нажатии появится форма авторизации пользователя. После корректного ввода логина и пароля система определяет права доступа к модулям системы для данного пользователя и загружает рабочее пространство. Для заведения личного кабинета пользователю необходимо пройти регистрацию в системе. Для этого необходимо нажать на ссылку «Регистрация», заполнить соответствующую форму.

При авторизации в личный кабинет «Магистрант» открывается страница, представленная на рисунке 13.

 

Рисунок 13 - Личный кабинет «Магистрант»

 

 

Данной категории пользователей доступны следующие основные разделы: диссертация; публикации; участие в конференциях, конкурсах, грантах; интеллектуальная собственность; коллективная работа; оповещения; график активности.

В своем личном кабинете пользователь в разделе «Личные данные» может просматривать информацию о себе, введенную при регистрации. В разделе «Диссертация» пользователь может внести информацию о своей диссертации. Нажав на кнопку «План-график», можно внести этапы и разделы работы. Для каждого этапа и раздела предоставляется возможность указать срок выполнения, статус (выполнено/не выполнено), а также прикрепить файл.

В разделах «Публикации», «Участие в конференциях, конкурсах, грантах», «Интеллектуальная собственность» пользователь может добавить информацию об опубликованных статьях, данные о конференциях и конкурсах, в которых принял участие магистрант, с указанием результатов участия, а также данные о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности.

В разделе «Коллективная работа» пользователю предоставляется возможность создать, а также перейти в доступные чаты.

В разделе «Оповещения» представлен список оповещений о предстоящих мероприятиях. Оповещения приходят после подтверждения заявок, размещенных на портале. Нажав на кнопку «Прочитать», открывается окно с текстом сообщения.

В разделе «График активности» пользователь может сформировать график активности за выбранный период.

В личном кабинете «Администратор доступны следующие основные разделы: пользователи, заявки. В разделе «Пользователи» предоставляется возможность редактировать информацию о пользователях, а также подтверждать регистрацию. В разделе «Заявки» отражен список заявок, размещенных на портале. Для того, чтобы отправить оповещение пользователям, необходимо нажать на кнопку «Разослать», перейдя в окно выбранной заявки.

Для оценки результативности сайта был использован инструмент «Яндекс.Метрика». Оценка результативности сайта проводилась в период с 01.05.2018 г. По 11.05.2018 г. За данный период было зафиксировано 233 просмотра. Среднее время, проведенное пользователем на сайте, возросло до 23 минут. Глубина просмотра возросла до 22 страниц. Процент отказов равен нулю. Это означает, что продолжительность визита больше 15 секунд и за время визита зафиксировано больше одного просмотра страницы.

Из вышеперечисленных показателей следует, что с каждым днем возрастает интерес информации, размещенной на сайте. Также отметим, что преимущественно посетителями Интернет-среды являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, что свидетельствует о заинтересованности в данном ресурсе именно студентов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: