Всякое животное направляется к корму бичом (необходимости)

«Всякое животное направляется к корму бичом (необходимости)».

Типично метафорическая характеристика универсальной природы Закона, который правит, побуждает, заставляет: животное «бичом необходимости» идет к корму.

12. [41. 42]. Арий Дидим у Евсевия. Р. Е. XV 20

(Д 471,1).

Данный фрагмент включает кроме метафорического образа текучести, изменчивости, образ круговорота, в который включены не только три, порожденные огнем стихии, но и души (психеи), которые «испаряются из влаги». Возможно истолкование данного фрагмента как продолжения натурфилософской традиции милетцев, в частности, Фалеса: вода – та материальная стихия, которая обеспечивает взаимосвязь всего, в том числе и рождение новых душ. Но буквальному толкованию гераклитовские фразы сопротивляются: здесь не просто вода, а вода движущаяся по руслу, т.е. река, символизирующая вечный поток (становление) рождения и смерти, который происходит в царстве Закона (русло реки). Горизонтальному движению реки противопоставлен (перпендикулярен) процесс рождения душ («испарения из влаги»). Образ реки и испарения из ее влаги – образ многомерного, разнонаправленного в своих изменениях и качественно неоднородного в своих превращениях (рождаются Психеи) мира. Вода у Гераклита возникает в процесс охлаждения воздуха, течет по земле (земляное русло) и из реки вода отдает свою часть воздуху, превращается в воздух. Многообразие мира порождено взаимосвязью его материальных элементов (земли, воды и воздуха), за которыми скрыт источник и цель всех превращений – огонь (жар, энергия).

13. [54] Атеней V р. 178 F.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: