Большинство людей не разумеет того, с чем встречается, даже научившись, они не понимают, им же самим кажется, что понимают

«Большинство людей не разумеет того, с чем встречается, даже научившись, они не понимают, им же самим кажется, что понимают».

Если нет понимания логоса («логос всеобщ»), то нет и согласия, «следования всеобщему».

18.[7] __ __ II 17.

«Если он не ожидает неожиданного, то не найдет сокровенного и трудно находимого».

«Неожиданное» ‑ то, что за пределами естественного, привычного хода вещей; «неожиданное» ‑ это не просто новое, это внезапное, а потому выбивающееся из привычного и не объяснимого по уже известным правилам. Но само главное – «ожидать неожиданного», говоря современным научным языком ‑ иметь установку на неожиданное, готовность к тому, что познание может включать непросто новое, а чудесное, и т.д. Без этой установки невозможно, считает Гераклит, познать или найти «сокровенное», т.е. то, что не имеет пока возможность быть высказанным, к чему устремляется наша душа и что особенно «трудно находимо». «Ожидать неожиданного» ‑ условие познания, то самое, которое позднее Аристотель назвал удивлением. Способность удивляться – необходимейшая способность в процессе познания.

В тоже время «неожиданным» является то, что по-житейски кажется невозможным, например, несовместимость в одном противоположных состояний, на чем настаивал Гераклит.

19. [6] __ __77 24.

«Они не умеют ни выслушивать, ни сказать».

«Выслушивать и сказать» ‑ способности, необходимые не только в процессе познания, но прежде всего в процессе диалога – нет этого важнейшего умения, не будет понимания тебя, не будет необходимого диалога в достижении согласия, «следования всеобщему».

20. [86] __ __ III 14.

«Родившись, они стремятся жить и, тем самым, умереть, лучше же сказать—успокоиться, и оставляют детей, порожденных для смерти».

Экзистенциалистская формула, предложенная в философии через 2,5 тысячи лет после Гераклита: жизнь есть движение к смерти. Гераклит формулирует нечто подобное, как всегда «заостряя» («натягивая тетиву») ‑ «стремятся жить», значит «умереть», после себя оставляют детей, рождают детей для …смерти. Напряжение мысли возрастает при введении во фразу «детей», которых люди рождают ‑ ни больше, ни меньше – на погибель (каково?!).

Но таков Закон: жизнь и смерть – две противоположности, не существующие одна без другой и состояние жизни предполагает смерть, а смерть есть ограничение или обозначение жизни как целого, а, значит, нет «успокоенности», есть вечное становление, в котором вызревает «наипрекраснейшая гармония», в которой происходит взаимообмен жизни и смерти.

Но в этой гармонии есть и трагический привкус. Красота (гармония) и трагедия у Гераклита соединены в Законе Космоса.

21. [64] ___ ____ 21.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: